МК-18. 03.05.2006.
хЛИПКАЯ ГАРАНТИЯ
К майским праздникам чиновники обеспечили рост цен на алкоголь
С 1 апреля всю алкогольную продукцию, ввозимую либо производимую на территории Красноярского края, маркируют знаком "Енисейская алкогольная ассоциация. Гарантия качества". Наклейки с изображением часовни получают оптовики. "Это позволит гарантировать потребителю, что алкогольная продукция на прилавках качественная и вреда здоровью от ее употребления нанесено не будет", - отмечает советник губернатора Валерий Анохин. Относительно влияния "марок" на цену спиртных напитков было заявлено, что удорожания алкоголя не произойдет, поскольку стоимость знака - всего 85 копеек, и эти траты возьмут на себя предприниматели.
Цели вроде бы благие. Потребители могут быть уверены, что утро после праздничного вечера не станет мучительным. И за такое-то счастье не нужно платить дополнительно. Однако реальность оказалась не такой, какой ее рисовали чиновники.
Не хочется быть лохом
Красноярец Сергей Рябцев пробовал водку из двух одинаковых бутылок, имеющих лишь одно отличие: на одной был "знак качества", на другой - нет.
"Мне, как простому потребителю алкогольной продукции, стало интересно, а что же фактически гарантирует так называемая региональная марка "Енисейская алкогольная ассоциация. Гарантия качества", - написал в заявлениях в прокуратуру и антимонопольную службу Сергей Владимирович.
В обеих бутылках оказалась хорошая, а главное - абсолютно одинаковая водка. Только та, что с "маркой", обошлась дегустатору на 10,5 рубля дороже, чем немеченая.
- Нас просто заставляют платить деньги за кусочек липкой бумажки, - считает Рябцев. - Марка не дает никаких гарантий. А контролирующих организаций на федеральном уровне уже более чем достаточно.
В самом деле, времена "катанки" остались в прошлом. Сегодня, если кто и травится алкоголем, то не магазинным, а "технарем", которым бойко торгуют едва ли не в каждом доме краевого центра. Вот куда следовало бы чиновникам направить свою энергию. Да, видимо, борьба с подпольным суррогатом не приносит "дивидендов".
- Я разговаривал со многими знакомыми, и они согласны со мной, что "марка" - это очередная обдираловка народа, - рассказывает Сергей Рябцев. - Нет желания чувствовать себя "лохами" от того, что кто-то зарабатывает на нас деньги. Я написал заявления в прокуратуру и антимонопольное управление о законности данной дополнительной маркировки. Однако ответов почему-то не получил.
Может быть, случаи различия цен единичны? Рябцев уверяет, что нет: "Это общая тенденция. С маркой водка дороже. Вы сами можете зайти в любой магазин и проверить".
Мы последовали рекомендации и побывали в нескольких торговых точках. Цены действительно отличаются. Не везде, конечно, на десятку, но и отнюдь не на 80 копеек, которые оптовики платят за "знак качества".
- Новая партия водки с маркой пришла по более высокой цене, - сообщила продавец одного из магазинов. - А качество, конечно, прежнее. Водка-то - та же самая.
В другом магазине продавщица пожимала плечами: "Я ее не пью; какая разница - не знаю. Но жалоб на то, чтобы кто-то водкой отравился или она была какая-нибудь "несъедобная", у нас давно не было. А марка - наверно, какой-то новый налог, вот водка и подорожала".
...Справедливости ради заметим, что торговую точку, где маркированная алкогольная продукция продается по прежним ценам, мы все же обнаружили. Но выяснилось, что и туда "качественные" напитки пришли подорожавшими. Просто руководство магазина решило "взять удар на себя" и не поднимать розничную стоимость.
Цена чиновничьего слова
Как же быть с обещаниями чиновников о том, что маркированный алкоголь не подорожает? И почему цены выросли на гораздо большую сумму, чем стоимость знака "Гарантия качества"? Ответы на эти вопросы корреспонденту "МК" дали сами оптовики, "накручивающие" на оклеенные бутылки дополнительные червонцы. Рост цен оказался закономерным.
Дело в том, что кроме 80 копеек за марку у оптовиков возникает множество других лишних трат. Прежде всего, усложняется и, соответственно, становится более дорогой логистика. Если раньше продукция поступала на склад, а оттуда - сразу предприятиям розничной торговли, то теперь путь спиртных напитков тернист и долог. Несмотря на то, что продукция уже проверена и сертифицирована, образцы нужно отправить в лабораторию для повторной проверки, и подождать недельку результатов экспертизы. Далее, марки нужно наклеить на каждую бутылку. Делается это вручную. Благо, хоть не языком марочки смачивают - существует специальное приспособление. Оно, кстати, тоже стоит денег. Нужно платить и рабочим, которые маркируют продукцию. Кроме того, для проведения "оклеечных" работ требуются дополнительные складские площади. Для управления всем маркировочным процессом некоторые фирмы вводят в штат отдельного специалиста. Так червончик и набегает.
С затратами оптовиков вроде бы все ясно. А что происходит с 85 копейками, уплаченными непосредственно за знак "Гарантия качества"?
- Предположительно, маркировка - это способ набивания чьих-то карманов, - говорит Сергей Рябцев.
Деньги поступают в кассу некоего ГПКК "Оптовый алкогольный центр". На изготовление "цветной бумажки" тратится всего пять копеек из восьмидесяти пяти. Куда же идут остальные?
Ярким примером "рачительного" хозяйствования "Оптового алкогольного центра" является выдача в прошлом году двух кредитов заводу "Минал" на общую сумму 20 миллионов рублей. И где они? Кто будет отвечать за их безвозвратную утрату? Завод-то - банкрот! Возможность возврата ссуды - вилами по воде писана. Но стоит ли расстраиваться из-за "ерундовой" потери? На марках можно заработать больше. В минувшем году жители края употребили 5,8 миллиона декалитров алкогольной продукции (в нынешнем, надо полагать, выпьют не меньше). Учитывая, что маркировать планируется весь алкоголь, прибыль "Оптового алкогольного центра" должна составить порядка 90 миллионов.
Принудительная инициатива
Как проталкивалась идея маркировки - отчетливо видно из документа под названием "Протокол № 1 общего собрания членов некоммерческого партнерства "Енисейская алкогольная ассоциация", датированного 6 марта 2006 года. В протоколе сказано о том, что решение о введении знака "Гарантия качества" принято на совещаниях с участием первого замгубернатора Льва Кузнецова и руководителя агентства промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства Дениса Пашкова. Собрание алкогольной ассоциации лишь согласилось с уже принятым решением. Но и это согласие давалось под присмотром того же Пашкова и Анохина, который одновременно является советником губернатора и директором некоммерческого партнерства. Судя по записям в протоколе, спорить с властью почти никто из предпринимателей не решился: из 27 участников собрания против ввода "знака качества" проголосовал только один, воздержались пятеро.
"Обработав" оптовиков, чиновники взялись за предприятия розничной торговли. По всему краю проводятся семинары для предпринимателей, торгующих алкогольной продукцией. В распоряжении "МК" оказалась аудиозапись одного из таких мероприятий, прошедшего на днях в Железногорске.
Большую часть сказанного сотрудниками краевой администрации иначе как откровенной ложью не назовешь. Суть чиновничьих заявлений сводилась к тому, что знак "Гарантия качества" - вовсе не подтверждение дополнительной ДОБРОВОЛЬНОЙ проверки качества спиртных напитков, и вся алкогольная продукция В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должна быть промаркирована.
"Компания, которая поставляет вам продукцию, ОБЯЗАНА наклеить эту марку", - заявил начальник отдела лицензирования службы по контролю в области промышленности администрации Красноярского края Андрей Матанин. Свою категоричность он объяснил тем, что решение о маркировке принято "Енисейской алкогольной ассоциацией", в которую якобы входят все оптовики края. На самом деле членами ассоциации являются лишь 25 из 47 оптовых предприятий. Соответственно, не члены ассоциации не обязаны клеить "знак качества" ни с точки зрения взятых обязательств (их они не брали), ни, тем более, с точки зрения закона (введение марки не закреплено законодательно). Однако Матанин внушает представителям розничной торговли: "Вы можете принять немаркированную продукцию, но тогда вам придется маркировать ее самим".
А ...... откровенно угрожает: "Если будут обнаружены бутылки, которые поступили после 1 апреля и без этой марки, лицензия будет приостановлена".
Словом, с оптовиками вопрос уладили, теперь хотят поставить в известную позу и розницу. Платить за "удовольствие", в конечном счете, придется потребителю.
ХХХ
Решение о введении знака "Гарантия качества", принятое чиновниками и оптовиками, следует рассматривать как координацию предпринимательской деятельности, что является нарушением антимонопольного законодательства и может служить основанием для ликвидации алкогольной ассоциации. Именно с таким предложением Рябцев обратился в антимонопольную службу. Кроме того, он намерен добиваться отмены марки и роспуска ассоциации в судебном порядке.
Алексей ЗАЙЦЕВ.