МК-19. 10.05.2006.
САХАР ОПАСНЕЕ ВОДКИ
В прошлом номере "МК" рассказывал о введении на территории края маркировки алкогольной продукции знаком "Гарантия качества". Выяснилось, что дополнительная защита спиртных напитков сомнительна с точки зрения закона и ведет к удорожанию алкоголя.
Учитывая читательский интерес к этой теме, мы попытались разобраться в ней более детально.
Союз мясников
Что бы ни делали наши чиновники, все объясняется заботой о населении. Будь то монетизация льгот или жилищно-коммунальная реформа - все во благо народа! Такова традиция...
Дополнительную маркировку алкоголя также ввели под прикрытием лозунга борьбы за качество - дабы потребитель не травился суррогатами. Но не является ли эта борьба сражением с ветряными мельницами? Каждый из нас может, порывшись в памяти, припомнить несколько случаев пищевых отравлений: грибами, консервами, мясом и рыбой... Есть ли в этом списке алкоголь? Если есть, то, скорее всего, отравление случилось много лет назад либо речь идет о "технаре", а не о продукции, продаваемой в магазинах. В последние годы фальсифицированная водка практически исчезла с прилавков торговых точек.
Подтверждением тому служат и статистические данные. Подводя итоги прошлого года, руководитель Красноярскстата Татьяна Давыденко отметила, что количество смертей от отравления алкоголем в сравнении с 2000 годом снизилось вдвое. При этом в Красноярске и других крупных городах края алкогольных отравлений практически не фиксируется, они, в основном, приходятся на села и деревни, потому что известно: пьют в сельской местности "стеклорез". Но его-то как раз никто и не маркирует!
Стоит заметить, что сам термин "алкогольное отравление" весьма сомнителен. Медики утверждают, что установить причину отравления крайне сложно, ведь почти никто не употребляет алкоголь без закуски. То есть отравление может оказаться пищевым либо - быть обострением хронических заболеваний.
Довольно любопытны и данные Роспотребнадзора.
- По несоответствию санитарно-химическим показателям на первом месте стоят хлеб и хлебобулочные изделия (12,3 %), - рассказывает начальник отдела надзора за питанием населения Татьяна Кожевникова. - На втором месте - сахар и кондитерские изделия (11,3 %). Несоответствия по алкогольной продукции выявлены всего в 4,3 % случаев.
По количеству партий продукции, забракованной и снятой с реализации, картина несколько иная. Лидируют тот же сахар и кондитерские изделия. Далее следуют мясо и мясные продукты. На третьем месте - молоко и молочные продукты. На четвертом - пиво и безалкогольные напитки. На пятом - консервы.
Но если претензии к спиртным напиткам отнюдь не лидируют в "черном списке", почему бы краевой администрации не заняться борьбой за качество более опасных для здоровья продуктов? Придумали бы по образу и подобию Алкогольной ассоциации какой-нибудь Союз мясников и молочников, загнали бы в него производителей колбасы и сметаны, заставив раскошеливаться за повторную проверку продукции, и "шлепали бы" марки на баночки и окорока!
Думается, чиновники так бы и сделали. Однако если после маркировки выросли бы цены на молоко и колбасу, возникла бы серьезная волна возмущения: и потребителей, и различных надзорных и правоохранительных органов. А на удорожание алкоголя жаловаться как-то не принято...
ФСБ против контрафакта
Алкоголь - не самый проблемный продукт, но фальсификаты все-таки встречаются. Может быть, знак "Гарантия качества" обеспечит абсолютную защиту рынка от контрафактной продукции и сведет имеющиеся претензии к спиртным напиткам на нет?
В поисках ответа "МК" обратился за консультацией к одному из поставщиков алкоголя.
- Федеральная специальная марка (ФСМ) является ценной бумагой, и ее подделка считается уголовным преступлением с соответствующим наказанием. Подделать ФСМ очень сложно. Знак "Гарантия качества" не является ценной бумагой государства и за его подделку никаких наказаний быть не может, а подделать его проще простого!
Так как знак "Гарантия качества" проталкивается местными чиновниками и предлагается как индульгенция от проверок и подозрений, у недобросовестных поставщиков может возникнуть соблазн наклеить на поддельную водку поддельный знак "Гарантия качества" и спокойненько ее продавать!
Как ни парадоксально, маркировка алкоголя не только не защищает потребителей от фальсификатов, но и может вызвать увеличение объемов ввозимого контрафакта. Получается, защиты от него нет? Региональная липкая бумажка таковой не является. Но способ полного вытеснения с рынка нелегального алкоголя все-таки существует.
Федеральным госпредприятием НТЦ "Атлас", подведомственным ФСБ, разработана Единая государственная автоматизированная система учета (ЕГАИС). С ее помощью планируется взять под контроль буквально каждую бутылку алкогольной продукции: с момента изготовления до момента реализации. Для этого производители при помощи специального оборудования должны будут наносить на федеральные марки штрих-код, содержащий информацию о наименовании продукта, содержании этилового спирта, производителе, сертификации и так далее. Все эти сведения будут передаваться через компьютерную сеть налоговым органам.
Дата внедрения разработки уже названа - 1 июля нынешнего года.
Конвертируемая "валюта"
Понимают ли краевые чиновники, что алкоголь, продаваемый в магазинах, не самый опасный для здоровья продукт? Осознают ли, что знак "Гарантия качества" не является никакой гарантией? Известно ли им, что внедрение ЕГАИС делает абсолютно бессмысленными любые местные изобретения по контролю качества?
Наверное, на все эти вопросы можно ответить утвердительно, ведь хоть каким-то уровнем профессионализма и степенью осведомленности работники краевой администрации обладают. Зачем же тогда вводится региональная марка?
Вероятно, самый точный ответ дал юрист ООО "Шаон" (единственной оптовой фирмы, осмелившейся выступить против маркировки) Игорь Петров: "Конечно, было бы проще сразу напечатать рубли или доллары. Но за это можно оказаться в тюрьме. Поэтому решили печатать марки и менять их на деньги".
Однако прямая материальная выгода от оклеивания алкогольной продукции (около ста миллионов в год) - не единственный интерес чиновников. Иметь возможность давать или не давать "марку" - значит располагать мощным рычагом давления на оптовиков. Использовать этот рычаг можно, к примеру, для того, чтобы заставить предпринимателей продавать ту продукцию, которая выгодна чиновникам. Например, спиртные напитки единственного уцелевшего государственного водочного завода "Ярич".
Напомним, 38 % акций этого завода купил Янис Кусиньш - давний приятель и компаньон руководителя краевого агентства промышленности и транспорта Дениса Пашкова, который выступил одним из инициаторов маркировки. При такой "совокупности интересов" есть смысл делать умную мину при плохой игре и навязывать марку оптовикам. А то, что она именно навязана, подтверждает диалог корреспондента "МК" с директором компании "Флагман" Андреем Артюховым:
МК: Для чего вы подписались под введением знака "Гарантия качества"?
А.А.: Для того, чтобы на рынок Красноярска и Красноярского края поступала качественная, проверенная продукция.
МК: Разве вы везете некачественный алкоголь?!
А.А.: Конечно, качественный!
МК: Зачем же вам тогда дополнительная проверка уже проверенной качественной продукции?
А.А.: Тут же всем все понятно. Ничего нового я не скажу. Клеить марки, конечно, не хочется, но было принято совместное решение, и мы ему подчиняемся. Все зависит от позиции того сообщества, в которое мы входим. Все бы отказались - и мы бы отказались, но все клеят - и мы будем клеить...
Комментарии излишни. Но навязать маркировку нужно не только оптовикам. Чтобы внедрить на алкогольный рынок знак "Гарантия качества", требуется "обработать" предприятия розничной торговли. Советник губернатора Валерий Анохин уже заявил, что к 1 сентября немаркированного алкоголя на прилавках быть не должно. А воплощает эти решения в жизнь служба по контролю в области промышленности администрации края.
Так, ее руководитель Александр Климин направил в адрес "Союза защиты предпринимательства Красноярского края" письмо, в котором сообщает о грядущих массовых проверках розничной сети на предмет выявления немаркированной продукции. Обещанные проверки не заставили себя долго ждать. В начале мая сотрудники службы во главе с ведущим специалистом отдела лицензирования Еленой Яровой проверили несколько магазинов и составили акты об отсутствии маркировки знаком "Гарантия качества".
Председатель правления НП "Союз защиты предпринимательства Красноярского края" Андрей Первухин заявил, что об этих фактах ему ничего не известно. И в то же время отметил: "Если продукция не оклеена, но качественная, ввезена законно, то никаких штрафов быть не должно. Разумеется, если к предпринимателям применят какие-либо санкции, мы будем защищать их интересы".
В антимонопольной службе также обещают изучить документы и разобраться в ситуации. Однако говорят, что для этого требуется время. Ну а пока чиновники чувствуют себя весьма вольготно.
ХХХ
Интересно, что против региональной маркировки еще несколько месяцев назад выступил сам президент Владимир Путин. "Филателией" увлекаются не только красноярские чиновники. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко тоже хотела ввести у себя местную марочку и обратилась с этим предложением к Владимиру Владимировичу. Президент высказался следующим образом: "Если речь идет о региональных марках, то эти марки продают и покупают пачками. Не работает это эффективно, к сожалению".
Матвиенко с главой государства спорить не стала. Но господа Анохин, Пашков и Климин спорят. Точнее, не спорят, а тихим сапом "придерживаются собственного мнения".
Алексей ЗАЙЦЕВ.