МК-20. 17.05.2006.

КОНТРАФАКТНЫЙ ПАТРИОТИЗМ

Публикации "МК", рассказывающие о введении сомнительной с точки зрения закона и целесообразности маркировки алкогольной продукции, вызвали бурную реакцию представителей обеих ветвей краевой власти. Чиновники стеной встали на защиту своего изобретения и пожелали изложить аргументы в пользу тотального оклеивания алкоголя знаком "Гарантия качества". Тем временем ряд депутатов Заксобрания склонны поддержать позицию редакции, считая, что действия администрации края противоречат федеральному законодательству и преследуют иные цели, нежели защита рынка от контрафактных спиртных напитков.

Административный барьер

Напомним, дополнительная маркировка алкогольной продукции знаком "Енисейская алкогольная ассоциация. Гарантия качества" была введена 1 апреля нынешнего года. Решение метить водку чиновники объясняют борьбой с контрафактом.
- В России выпивается 215 миллионов декалитров водки, причем 40 % - это нелегальная или контрафактная водка, с которой не оплачен акциз, - рассказывает советник губернатора, директор "Енисейской алкогольной ассоциации" Валерий Анохин. - Как многие объясняют, две смены выпускают легальную продукцию, а третья - нелегальную. Но оклеивают ее всю, как ни странно, федеральной специальной маркой. Контрафакт попадает на наш рынок по цене от 25 до 28 рублей. Часть оптовиков продолжают покупать эту самую дешевую нелегальную водку. Как ее можно найти в рознице? 11 тысяч точек обежать? Вот мы и договорились с оптовиками о введении знака "Гарантия качества".
Стоит заметить, что продукция, "выпускаемая в третью смену", о которой говорит Анохин - это та же самая качественная водка, соответствующая ГОСТу, но с нее не уплачен акциз. Потребителю до этого, по большому счету, нет дела. Однако чиновники говорят, что, поставив заслон на пути контрафакта, они тем самым поддержат местных производителей и увеличат поступления в краевой бюджет, который в результате изменений федерального законодательства лишился акцизов с ввозимого в регион алкоголя.
- Если у нас заводы-производители не выпустят достаточного объема алкогольной продукции, а останутся на уровне выпуска 2004-2005 годов, мы лишимся, по нашим оценкам, от 800 тысяч до миллиарда рублей, - отмечает руководитель агентства промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства Денис Пашков.
Поддержка местного производителя - дело, несомненно, хорошее. Только она должна быть законной и обеспечивать ее надо, разумеется, не за счет покупателя.
- То, что администрация пытается отдать приоритет красноярской водке, понять можно, - говорит депутат Законодательного собрания края Александр Шведов. - Хотя, на мой, потребителя, взгляд, наша продукция далеко не самая лучшая. По той же цене, а то и дешевле, к тому же гораздо качественнее водка на Алтае и в Кемеровской области. А фальсифицированной водки сейчас вообще нет, уверен! Я считаю, что у потребителя должен быть выбор и должна быть конкуренция между производителями. Согласно Конституции, Российская Федерация является единым государством, и никто не имеет права возводить ни таможенные, ни административные барьеры для продвижения товаров и услуг на территории России.

В "черный список"!

Для маркировки дешевого алкоголя представители краевой администрации находят хоть какие-то причины. Но зачем маркировать дорогую элитную водку? Часто ли она не соответствует стандартам качества?
Ответы чиновников весьма противоречивы. Вначале Валерий Анохин заявляет:
- Заводы, которые делают дорогую продукцию, проверяют ее на сто рядов, и у нас еще не было случая, чтобы мы ее отклонили.
Затем вспоминает, что претензии к дорогой водке все-таки были:
- Вот Терещенко со своим Торговым домом в свое время привез водку. Хорошая водка, Мариинский спиртзавод делает. Проверяем - взвеси! Перевернули бутылку - там "волосинки" плавают. Почему Ванька русский должен пить какой-то суррогат?
На практике случаи поставок некачественной элитной водки единичны. Ну а маркировка продукции местных производителей и вовсе бессмысленна.
- Некачественная продукция ни на одном из заводов не выявлялась ни разу, потому что на каждом из этих предприятий существует лаборатория, которая занималась и занимается контролем качества, - говорит Виктор Антонов, возглавлявший в течение нескольких лет все государственные ликероводочные заводы, расположенные на территории края: "Минал", КЛВ, "Ярич".
Но чиновники с вполне объяснимым, но достойным лучшего применения упорством отстаивают необходимость еще одной проверки и маркировки.
- Дело в том, что заводы тем самым добровольно подтверждают качество своей продукции, - утверждает Денис Пашков.
Однако, подтверждая уже подтвержденное качество, заводы несут дополнительные расходы. Стало быть, патриотизм чиновников оказывается каким-то контрафактным.
- Вот приходил Иванов (директор "Шушенской марки" - Ред.), ругался, что он такие затраты понес, - признает Анохин. - Мы за него боремся, а он не хочет! Ну, не хоти - продавай без знака. Мы ни слова не скажем...
Не понимает Виктор Иванов своей выгоды! Не осознает, что чиновники, сдирая с него деньги, поддерживают местного производителя, то есть его самого! Но отказаться от лишней марки Виктор Иванович все-таки не решается. Боится, видимо, попасть в немилость. И небезосновательно. Компания "Шаон", намеревающаяся войти на красноярский рынок алкоголя и заявившая о том, что отказывается клеить знак, поскольку уверена в качестве своей продукции, немедля была причислена к поставщикам контрафакта.
- "Шаон" войдет на рынок с водкой рублей в тридцать, - заявляет советник губернатора. - Как можно войти в рынок, который уже устаканился? Да никак! Можно привезти только очень дешевую продукцию. А очень дешевая продукция - это контрафактная продукция. Почему их должны пускать сюда? Государство оставляет пока за собой право регулирования этого рынка.
Любопытно, компания была внесена в черный список, не привезя в край еще ни единой бутылки алкоголя.
- Эта фирма вполне может подать в суд за оскорбление и за нанесение ущерба деловой репутации, - считает депутат Шведов. - И чем больше у нас будет таких исков и судебных разбирательств, тем быстрее мы поставим бюрократию на место. Ее предназначение не в том, чтобы указывать, а в том, чтобы работать для населения, в том числе и для предпринимателей.

Будем "наезжать"!

Федеральное законодательство исключило местную маркировку, но региональным чиновникам очень хочется "порулить". Знак "Гарантия качества" - в сущности, способ обойти федеральный закон и заработать. Чиновники это фактически подтверждают.
- С 1 января этого года в связи с изменениями в федеральном законодательстве субъекты Федерации лишились права проведения специальных защитных мер в отношении алкогольной продукции, - говорит Денис Пашков. - Поэтому инициативу, которую проявила "Енисейская алкогольная ассоциация", мы поддерживаем; считаем ее целесообразной.
О том, что маркировку нельзя вводить региональным законом, говорит и советник губернатора Анохин:
- Законом мы не можем провести: он будет противоречить федеральному. Мы бы это сделали, если бы не экспертно-правовое управление Заксобрания. Там уверены, что мы не можем расширительно толковать закон. Мы бы провели, кстати, давно это дело. Но нас бы поставили тут же "раком". Когда по такому же знаку в Туле губернатор выпустил свое постановление, его прокуратура опротестовала. А если оптовики сами решили - имеют право.
Оптовики решили в добровольно-принудительном порядке. Таким же образом к введению маркировки подключаются сейчас предприятия розничной торговли. В прошлом номере "МК" рассказывал, как сотрудница службы по контролю в области промышленности Елена Яровая угрожала предпринимателям, торгующим продукцией без знака "Гарантия качества", приостановкой лицензии. Валерий Анохин пытается убедить нас в том, что "все по согласию" и даже зачитывает письмо к руководителю Союза защиты предпринимательства Андрею Первухину, в котором говорится, что розницу пока никто не заставляет торговать исключительно маркированным алкоголем.
Валерий Анохин: Мы говорим рознице: постарайтесь сейчас, по возможности, не брать неоклеенную водку. 1 июля вам придется снять остатки и либо договориться с нами, чтобы мы проверили водку на качество и безопасность, либо вернуть оптовику - опять же для проверки. На рынке должно быть единообразие, - поясняет советник по алкоголю. - Только оклеивая знаком "Гарантия качества", мы знаем, что реально гуляет на нашем рынке. И мы придем к тому, что заставим всех работать по правилам государства.
МК: Вы все время говорите "мы". Кого имеете в виду?
В.А.: Мы - это "Енисейская алкогольная ассоциация" и администрация края. Мы неотделимы. Вы видите в этом тоже сговор? Нет. Мы - это государство!
МК: Почему все-таки Яровая, отвечая на вопросы предпринимателей, угрожала приостановкой лицензии?
В.А.: Что вы все на Яровую прете? Яровая делает то, что необходимо делать, правильно делает, кстати. Какой вопрос ей задавали?
МК: "Что будет, если я начну продавать без знака "Гарантия качества"?"
В.А.: Не будешь продавать! Будешь единообразно действовать. Будем "наезжать" и пристально проверять все! В любую точку зайди, начни проверять - половины документов не найдешь. Все равно, то, что мы вводим, мы будем вводить, иначе мы рынок не будем контролировать.
Такая вот "добровольная инициатива"! Не умеешь - научим, не хочешь - заставим! И даже не задумываются о том, что подобные действия могут быть обжалованы в судебном порядке.

Депутаты против чиновников

Позиция сотрудников краевой администрации, навязывающих маркировку алкоголя, вызвала неприятие не только у депутатов ЗС.
- Люди задают вопрос: "Как же так случилось, что решением администрации и какой-то там ассоциации добавили десять рублей за "знак качества"? Не создана ли какая-то структура для получения дополнительных средств?" - говорит депутат Владимир Горлов. - Очень на то похоже! Поэтому, основываясь на обращениях избирателей и публикациях в "МК", поднявшем этот вопрос, я отправил два запроса - в прокуратуру и антимонопольную службу - с просьбой пояснить, законны ли подобные операции. Если действия незаконны, то возникает еще несколько вопросов. Деньги собираются очень большие, ведь в край поступают миллионы бутылок. Куда эти средства идут?
Депутат Александр Шведов направил запрос заместителю губернатора Виталию Боброву:
- Все эти административные меры по выдавливанию неместной водки из магазинов под предлогом несоответствующего качества и отсутствия знака "Гарантия качества", во-первых, юридически абсолютно незаконны, а во-вторых, сокращают выбор у потребителя.
Шведов также считает, что ГПКК "Оптовый алкогольный центр", собирающий деньги за маркировку, должен быть ликвидирован:
- Когда были региональные акцизные марки, тогда было оправдано существование этого госпредприятия. Сегодня ситуация изменилась. На комиссии по экономической политике и собственности ЗС мы заслушаем отчет о работе центра за последний период. Если будет необходимость, вынесем вопрос на сессию.
Помощник председателя комиссии по промышленности и жилищно-коммунальной политике Виктора Зубарева Сергей Рыков отмечает, что местная марка незаконна, поэтому готовятся поправки в краевые законы "О лицензировании" и "Об обороте алкогольной продукции", которые приведут их в полное соответствие с федеральным законодательством.
- В подготовке законопроектов примут участие и комиссия Зубарева, и комиссия Севастьянова и депутат Терещенко, который тоже этой темой занимается, - добавляет Шведов. - Новые редакции законов нужны и мы их совместно подготовим.
Несмотря на незаконность и абсурдность маркировки качественной алкогольной продукции, чиновники краевой администрации не намерены отказываться от лакомого куска. Возможно, действовать в рамках закона их заставят депутаты и правоохранительные органы.

Алексей ЗАЙЦЕВ.

свежие публикации

Рейтинг@Mail.ru  Ваш отпуск не должен стать последним!


Hosted by uCoz