МК-44. 31.10.2007.
«НЕГЛАМУРНАЯ» ЭКСПАНСИЯ
Кто заплатит за «народную водку»?
Государственные ликероводочные заводы в нашем крае останавливались один за другим: КЛВ, «Минал», «Ярич». Последний прекратил выпуск продукции нынешней весной - из-за отсутствия средств на приобретение акцизных марок. К лету накопились еще и долги по налогам. Возник вопрос о банкротстве. Но ситуация внезапно разрешилась. Просто-таки чудодейственным способом. Появился таинственный благодетель, который и налоги заплатил, и «акцизки» закупил. С 1 октября «Ярич» возобновил работу. Новый директор завода Владимир Захаржевский ранее трудился в Кемеровской области и за короткий срок добился роста производства и продаж местного алкоголя в несколько раз. В Красноярске он надеется повторить опыт соседнего региона. Казалось бы, такие планы нужно приветствовать. Однако тот самый - кемеровский - опыт заставляет вспомнить изречение о благих намерениях…
Спасение утопающих…
По версии Владимира Захаржевского, это дело рук самих утопающих, точнее, главного акционера погибавшего завода. «Для Росспиртпрома было делом чести спасти хоть одно предприятие, - говорит Владимир Анатольевич. - И деньги нашлись». Но деньги вложил не Росспиртпром, а сторонний инвестор. Кто именно - держится в тайне.
Едва «Ярич» начал работать, его директор озвучил грандиозные планы: вывести завод в 2008 году на проектную мощность в 700 тысяч декалитров. Таких объемов предприятие не помнит с советских времен. В достаточно благополучном 2006-м удалось произвести лишь около 250 тысяч. Почти троекратного роста производства директор намерен добиться за счет реализации проекта по выпуску так называемой народной водки. Под брэндом «Росспиртпром» завод будет изготавливать и продавать по себестоимости относительно недорогую водку. «Негламурную», как говорит Захаржевский. На прилавки магазинов она должна поступать с мизерной торговой надбавкой и выставляться за 70-75 рублей. Если учесть, что сегодня самая дешевая водка стоит 84 рубля, покупатель постепенно переориентируется на «народную». По крайней мере, так случилось в Кемеровской области, где до недавнего времени Владимир Захаржевский возглавлял ООО «Торговый дом «Мариинский спиртовый комбинат», входящее во влиятельный кемеровский холдинг «Сибирский деловой союз».
В кемеровской прессе Захаржевский рассказывал об успехах заводов холдинга: за полгода Мариинский спиртовый комбинат увеличил производство продукции в четыре раза, а Сибирская водочная компания - в два с половиной.
- Можно ли повторить этот результат в Красноярске? - интересуюсь у Владимира Анатольевича.
- Естественно, - отвечает директор «Ярича». - Для того сюда и приехал.
«Светлый» город
О кемеровском периоде своей работы и о самом городе уроженец Украины Владимир Захаржевский отзывается тепло. Сравнение с нашим краем не в пользу последнего.
- Я много ездил из Кемерова в Красноярск и обратно, - говорит Владимир Анатольевич. - Приезжаешь туда - там светло. Государство в лице Тулеева борется с контрафактом, проводит рейды и тому подобное. Количество контрафакта в Кемеровской области значительно меньше, чем здесь. Когда там начался проект «народной водки», за месяц продавалось порядка 80-90 тысяч декалитров подмосковных «купажных» водок. На сегодняшний момент их доля снизилась тысяч до 20 декалитров. В четыре раза упала! Это заслуга всех. В первую очередь, конечно, администрации области. Во вторую очередь - Росспиртпрома, который пришел с «народным» продуктом.
Владимир Захаржевский не назвал третьего партнера - холдинг «Сибирский деловой союз», чьи водочные заводы непосредственно осуществляют проект «Народная водка».
Именно предприятия холдинга начали выпуск водки «Росспиртпром», вытеснив с кемеровского рынка значительную часть продукции неместных производителей.
Что касается «заслуги» администрации области, то она, похоже, заключалась в использовании пресловутого административного ресурса. Оптовые и розничные предприятия, торгующие алкоголем, «уговорили» продавать «народную водку» с отрицательной рентабельностью. Вот что рассказал «МК» на условиях анонимности руководитель одной из кемеровских оптовых фирм:
- Нам, по сути, поставили условие: хочешь работать - продавай «народную водку». Наценку ограничили тремя рублями, хотя минимум, который при больших оборотах торговли делает нашу работу рентабельной, - 8-10 рублей.
На розничных продавцов также надавили. Это подтверждает и директор «Ярича».
- Тулеев провел работу с сетевиками, - рассказывает Владимир Захаржевский. - На всю розницу повлиять невозможно. Но в сетях было сказано: эта водка должна стоить 65 рублей. Отпускная цена там 55 (предприятие больше и себестоимость ниже). Самая дешевая водка 65 рублей «на полке» стоила. Самая дешевая ввозимая водка - 70.
В дальнейшем, по словам директора «Ярича», розничные продавцы нарастили продажи «народной водки» и теперь несказанно рады возможности торговать таким брэндом, как «Росспиртпром».
Однако в рентабельности проекта для оптовиков и розницы заставляют усомниться утверждения кемеровского начальника Захаржевского - председателя Совета директоров холдинга «Сибирский деловой союз» Михаила Федяева. В интервью газете «Континент-Сибирь» он заявил: «Водка в рамках национального проекта не является коммерческим продуктом, и это должны понимать и производители, и продавцы».
А руководитель департамента потребительского рынка и лицензирования Кемеровской областной администрации Елена Мазанько подсказала, как избежать убытков: «Компенсировать потери можно за счет продвижения более дорогих алкогольных брэндов».
Впрочем, предприниматели и сами понимают, что выбор у них небогат: либо терять прибыль, либо повышать цены на другую продукцию. То есть оптовики продают дорогую водку еще дороже, а розница увеличивает стоимость продуктовых товаров.
Получается, бабушка, покупающая молоко и хлеб, платит лишние рублики, чтобы какой-нибудь «сынок» мог купить водочку подешевле. Коли водка «народная», то и платить за нее должен весь народ, а не только пьющая его часть! Такое вот «перекрестное субсидирование»!
Ужаться вчетверо
Проект «народная водка», по мнению Захаржевского, можно реализовать и в Красноярске. Себестоимость водки «Росспиртпром», которую начал выпускать «Ярич», составляет 62 рубля. В магазинах она может стоить 74 рубля - максимум. То есть оптовики и розница должны уложиться в 20-процентную наценку. Но сегодня оптовые предприятия накидывают порядка 20 %, магазины - 20-30 %. В итоге, розничная цена водки - около 90 рублей.
- Оптовики могут снизить наценку до 3-4 %, если оптимизируют все свои процессы, - замечает директор «Ярича».
Эксперты алкогольного рынка уверены: «ужаться вчетверо» - значит нести убытки, оказаться на грани банкротства. Или применять «перекрестное субсидирование», о котором мы уже говорили. Добровольно на это вряд ли кто пойдет.
В нашем крае действует «Енисейская алкогольная ассоциация», которая расчетным путем вывела минимальную оптовую цену на водку. В результате суммирования затрат на спирт, бутылку и ее оформление, других производственных расходов, всех налогов, доходности производителя и оптовика получилось 70 рублей за оптовую поллитровку. С данной минимальной рекомендуемой ценой согласны оптовики. Аналогичное мнение и у местного производителя - «Шушенской марки». К неудовольствию директора «Ярича».
Директор «Шушенской марки» Виктор Иванов объяснять свою позицию отказался, заявив, что не хочет вступать в дискуссию с руководителем «Ярича». Однако и так понятно, что участники рынка пытаются избежать демпинга. А при равных ценах потребитель ориентируется уже на качество.
Если вновь вспомнить опыт соседнего региона, несомненный интерес вызывает позиция краевой власти. Но ее представители очень осторожны в высказываниях.
- Мы, безусловно, будем помогать «Яричу» - просить оптовиков, чтобы они брали у них нормальные объемы продукции, - говорит руководитель краевой службы по контролю в области промышленности Александр Климин. - Но наши соображения по поводу ограничения минимальной оптовой цены на водку такие же, как рекомендации «Енисейской алкогольной ассоциации».
ХХХ
Явных предпосылок к повторению в крае «кемеровского сценария» сегодня вроде бы нет. Но напряжение на алкогольном рынке не просто чувствуется, а нарастает. На прошлой неделе в Красноярске были расклеены листовки, дискредитирующие продукцию «Шушенской марки». Никогда ранее в этой отрасли черный PR не применялся.