МК-5. 02.02.2005.

ПРОДАВЦЫ ВОЗДУХА или РЕЙС НА МОСКВУ

Братья Абрамовичи купили билет в один конец?

О баснословных тарифах компании "КрасЭйр" жителям края известно хорошо. Но она может преподнести красноярцам и сюрприз - не более приятный, нежели заоблачные цены. Как известно, недавно возник альянс, объединивший нескольких авиаперевозчиков. Не исключено, что интеграционные процессы завершатся уходом компании в Москву. И, соответственно, - потерей налогов, выплачиваемых до поры до времени в краевой бюджет.

51 % акций ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" принадлежит государству. Однако многие пассажиры воспринимают это предприятие, как частное, принадлежащее братьям Абрамовичам. Причина подобного отношения заключается, вероятно, в том, что влияния главного акционера на политику компании (в том числе ценовую) практически не заметно. Зато деятельность генерального директора Бориса Абрамовича - на виду. С его именем уже семь лет связывается все происходящее в "Красэйр".
Он возглавил "Красноярские авиалинии" в 1998 году. О приходе Абрамовича и об отставке его предшественника Владимира Медведева ходило немало слухов. По одной, весьма близкой к истине версии, Борис Михайлович получил должность благодаря хорошим отношениям с Анатолием Быковым и приходу к власти Александра Лебедя. Незадолго до губернаторских выборов Анатолий Петрович, чье влияние тогда было огромным, не смог, однако, найти общего языка с прежним директором "Красноярских авиалиний". И предупредил о том, что Медведеву не усидеть в кресле руководителя после победы Лебедя. Так и случилось. Уже в июне 1998 года у штурвала встал Борис Абрамович. Тогда у компании появилось и второе название - "КрасЭйр". Спустя некоторое время Александр Иванович и Анатолий Петрович уже были не союзниками, а врагами. Лебедь решил избавиться от всех ставленников Быкова - в том числе, от Абрамовича.
О том, почему план генерала не удался, рассказывают забавную байку. Лебедь якобы вызвал Абрамовича и громовым голосом скомандовал: "Пиши заявление!" В ответ услышал: "Рад бы написать, да от волнения руки дрожат - боюсь, сегодня не получится". Завтра, мол, напишу. На следующий день губернатор отбыл в командировку. Абрамович же начал переговоры с его памятными красноярцам заместителями - Николаем Вернером и Святославом Петрушко. О том, насколько весомыми аргументами оперировал Борис Михайлович, история умалчивает. Но по возвращении Лебедя заместители дружно принялись уговаривать его повременить с увольнением директора авиакомпании. Абрамовича оставили в покое.

ХХХ

Несколько лет небо для братьев-авиаторов было безоблачным. Тучи на горизонте начали сгущаться после избрания губернатором Александра Хлопонина. У краевой администрации появились виды аэропорт "Емельяново". "Все знают, что основной доход авиаторы имеют от инфраструктуры, а не от перевозок. Надо сделать так, чтобы "КрасЭйр" оказалась в конкурентной среде", - заявлял заместитель губернатора Сергей Сокол.
По мнению некоторых экспертов, именно для реализации этих планов на должность начальника краевого управления транспорта и связи был приглашен бывший директор "Красноярских авиалиний" Владимир Медведев. Помня о далеко не дружественных отношениях между бывшим и действующим руководителями компании, красноярские СМИ едва ли не начали выражать Абрамовичам соболезнования.
Но шло время, а ничего не происходило. Краевая власть отчего-то позабыла о своих планах "по захвату аэропорта" и созданию конкурентной среды. А Медведев вскоре уволился из администрации.

ХХХ

Интересный факт: попытка давления краевой власти на авиакомпанию предпринималась на фоне конфликта "КрасЭйр" и "Домодедовских авиалиний", пытавшихся потеснить местного монополиста. В 2002 году "КрасЭйр" был полновластным хозяином красноярского неба. Конкурирующие компании - "Трансаэро" и "Внуковские авиалинии" - к тому времени уже ушли с нашего рынка. Их выдавили без особого шума: сделали свое дело регулярные задержки рейсов, сбои в расписании, неудобное время вылетов.
Вторжение "Домодедовских авиалиний" сопровождалось публичным скандалом. К самолету, прибывшему из Москвы, долго не подавали трап. Затем задержали выдачу багажа. А вернуться в столицу лайнер смог лишь на следующий день. Руководство "КрасЭйр" объяснило произошедшее техническими причинами и отсутствием договора между компаниями.
Однако всем было ясно, что причина конфликта кроется в, мягко говоря, нежелании конкурировать с ценами других авиаперевозчиков. Цена билета на рейс "Домодедовских авиалиний" была вдвое ниже красэйровской.

ХХХ

Тогда-то администрация края устами Сергея Сокола и заявила: "Мы против того, чтобы "КрасЭйр" принадлежала монополия на авиационном рынке". Противоположную позицию тут же обозначил председатель Законодательного Собрания. Александр Усс, по традиции, заговорил о местном патриотизме. В частности, о защите красноярского неба от чужаков. Выходило, что патриотизм красноярцев должен заключаться в лояльности, если не любви, к Абрамовичам. Причем, в любви, готовой пожертвовать своим за билет вдвое больше, чем "иноземцам".
Упражняться в красноречии спикеру долго не пришлось. Конфликт между авиаперевозчиками угас так же быстро, как вспыхнул. Абрамовичи вновь проявили незаурядные "дипломатические способности" и цены домодедовцев практически сравнялись с ценами "КрасЭйр".
Сегодня, как и прежде, билет от Красноярска до Москвы стоит почти столько же, сколько полет... в столицу и обратно - из Новосибирска. Жители края, ограниченные в средствах, и располагающие запасом времени, добираются до Новосибирска поездом, и оттуда вылетают в Первопрестольную. Экономия существенная.
Демонстрировать "патриотизм" без ущерба для своего кармана, могут лишь спикер краевого парламента да чиновники администрации, чьи перелеты оплачиваются из бюджета.

ХХХ

Ныне "Домодедовские авиалинии" и "КрасЭйр" уже не враги, а союзники. И даже больше - чуть ли не братья. Кстати, о братьях: в советы директоров обеих авиакомпаний входят Абрамовичи. Осенью прошлого года частные акционеры "КрасЭйр" приобрели 49,6 % акций "Домодедовских авиалиний". 2004-й стал годом укрупнения авиапредприятий и создания альянсов. В один из них вошли "Красэйр", "Сибавиатранс" (полностью принадлежащий Абрамовичам), "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа" и авиакомпания "Самара". Официальное присутствие Абрамовичей наблюдается пока не во всех предприятиях-членах альянса. Тем не менее, уже есть договоренности о покупке акций "Омскавиа" и ведутся переговоры о приобретении ценных бумаг "Самары".
Недавно появилась информация о том, что в феврале альянс начнет работать под единым брэндом. Имя и логотип объединения уже разрабатываются. "Альянс позволяет компаниям объединить маршрутную сеть и предлагать пассажирам более удобные стыковки и единые стандарты", - утверждают представители "КрасЭйр".
Цель, казалось бы, благая, но чем на практике заканчивается монополизация любого рынка, все хорошо знают. Кроме того, аналитики видят в создании альянса еще одну цель - уход авиакомпании в столицу. Вероятность таких планов объясняется желанием уйти от долгов.

ХХХ

По итогам 2003 года, у "КрасЭйр" более трех миллиардов рублей кредиторки: долги по арендным платежам за землю, долги за обслуживание в аэропортах, за топливо, задолженность по заработной плате. Имеется информация о том, что к настоящему моменту эти долги сократились, но официальные итоги 2004 года еще не подведены. Высказывается даже такое мнение: если все кредиторы разом предъявят счета, активов "КрасЭйр" на их оплату не хватит. Старые самолеты особой ценности не представляют, а новые взяты в лизинг.
Кстати, ценность "Домодедовских авиалиний" еще более сомнительна. Компания не имеет, в сущности, ничего! Два года назад все самолеты отчуждены в счет погашения долгов по векселям, которыми домодедовцы расплатились за пользование аэропортом "Домодедово". Компании пришлось арендовать свой бывший авиапарк.

ХХХ

Намерения Абрамовичей перебраться в столицу находит косвенное подтверждение в том, что красноярские самолеты ИЛ-96 и "Боинги" базируются в Москве. Туда же переехали некоторые лучшие пилоты. В авиакомпании эти факты не отрицают, но объясняют их тем, что названые лайнеры и летчики работают на рейсах, выполняемых из столицы. На вопрос о том, где будет регистрироваться будущий авиахолдинг и располагаться центральный офис, отвечают: "Все останется в Красноярске!".
Впрочем, скорое будущее подтвердит или развеет подлинность патриотизма Абрамовичей.

Справка "МК":
Минимальная цена билета до Москвы:
из Красноярска - 8 тысяч 243 рубля,
из Новосибирска - 4 тысячи рублей.

Рейтинг@Mail.ru  Ваш отпуск не должен стать последним!


Hosted by uCoz