30.03.2005.
ЛЬГОТНЫЙ АЭРО ПЛАН
Абрамович пошел на снижение. Налогов
ЕВРЕЙСКИЙ АНЕКДОТ
Обсуждали служители культов, кого Бог больше любит. Батюшка рассказал, как во время пожара взмолился он спасти православную икону. И вот везде пламя полыхало, а над церковью пролил дождь.
Католик вспомнил, как попал в бурю корабль, на котором он вез икону, и воззвал он тогда к Господу. И вот везде бушевали волны, а там, где плыло судно, установился штиль.
Ребе же рассказал, как в святую субботу он увидел оброненный толстый бумажник. Поднять - значит, совершить грех в день молитв, не поднять - тупость непростительная. Обратился он к Богу. И вот везде была суббота, а там, где лежал бумажник, на минуточку установился четверг.
Об успехах и достижениях авиакомпания "КрасЭйр" рапортует практически беспрерывно. Нам сообщают о приобретении "Боингов", о покупке акционерами компании пакета акций "Домодедовских авиалиний", об образовании авиационного альянса, о планах создания грузового мультимодального транспортного узла и строительства в аэропорту "Красноярск" гостиничного и ресторанного комплексов... А недавно стало известно, что акционеры "КрасЭйр подали заявку на участие в тендере на покупку госпакета (99,95 % акций) венгерского авиаперевозчика "Malev". Одно из главных условий конкурса - погашение долгов компании (около 200 миллионов долларов).
Все перечисленные действия, конечно, объясняются заботой об улучшении качества обслуживания пассажиров. Они, помня о заоблачных ценах на авиабилеты, воспринимают развитие компании, как естественный и закономерный процесс. Было бы странно, если бы при такой стоимости услуг дела у "КрасЭйр" шли из рук вон плохо. Понятно и то, что красноярским авиаторам выгодно создание имиджа успешного предприятия.
Но, оказывается, в некоторых случаях куда полезнее быть "бедным и больным", чем "богатым и здоровым". "И это таки жизнь?!" - заявляют представители "КрасЭйр", обращаясь к краевым властям за налоговыми послаблениями. И приводят множество доводов в пользу того, что они не процветают, а находятся на пороге полного краха.
ХХХ
Авиаперевозчики предлагают внести в краевое законодательство некоторые изменения. Их суть сводится к тому, что налог на имущество в отношении воздушных судов и наземных объектов, задействованных в организации полетов, уменьшается в 4,4 раза сроком на 10 лет.
Администрация края готова предоставить "режим наибольшего благоприятствования". Аргументы излагаются в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к соответствующему законопроекту. Из документов следует, что авиакомпании нужно срочно обновлять самолетный парк, иначе всех нас ждет куча разных бед.
Главная страшилка - увеличение вероятности авиакатастроф. "Эксплуатируемый парк воздушных судов состоит, в основном, из самолетов предыдущих поколений. Многие из них уже выработали свой ресурс. Продолжение их использования может в скором времени повлечь за собой рост количества аварийных ситуаций", - говорится в пояснительной записке с автографом заместителя губернатора Эдхама Акбулатова. Выходит, "КрасЭйр" не исключает возможности эксплуатации аварийных самолетов, а власть соглашается с таким подходом к безопасности движения!
Правда, далее в документе говорится о том, что изношенную технику все же намерены списывать. Но в этом случае ждет новая напасть: "Потеря авиакомпаниями края доли рынка авиационных перевозок". Для братьев Абрамовичей такой вариант развития событий, конечно, мало привлекателен. Но для пассажиров это скорее благо, нежели зло. От того, что монополию "КрасЭйр" нарушат другие перевозчики, жители края только выиграют - в плане тех же цен и сервиса.
Впрочем, об интересах пассажиров в данных документах речи нет. Зато есть обещания дополнительных доходов в краевой бюджет - 31,4 миллиона рублей. Казалось бы, откуда им взяться, если налоги будут уменьшены в несколько раз?
Все просто. При нынешней практике, техника, приобретаемая в лизинг, находится на балансе поставщика, а не авиакомпании. Налог на имущество, соответственно, платят в том регионе, где находится лизингодатель. В обмен на уменьшение налоговой ставки "КрасЭйр" обязуется взять технику на свой баланс. Эдакий недвусмысленный шантаж: или получите мало, или вообще ничего!
Здесь бы вспомнить о том, что 51 % акций компании принадлежит государству, а также о том, как принято поступать с шантажистами, и найти способ заставить "КрасЭйр" платить налоги в край. Но даже если власть не способна действовать жестко, достаточно не идти на уступки авиаторам и все равно получить больше, чем они обещают.
Дело в том, что техника, за которую компания уже рассчиталась, в любом случае переходит на ее баланс. Налог на это имущество (при условии уплаты его в полном объеме) уже в нынешнем году должен составить 138 миллионов рублей. Ну, а в то, что эта сумма может разорить "КрасЭйр", отчего-то верится с трудом.
ХХХ
С чего вдруг исполнительная власть воспылала любовью к авиаторам - неизвестно. В бюджет 2005 года включено 15,3 миллиона рублей на субсидии организациям воздушного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки в районы Крайнего Севера. При этом норильские власти недовольны ценами и качеством услуг "КрасЭйр" и просят губернатора содействовать развитию конкуренции на линии Норильск - Красноярск. ("МК" № 11, "Отмороженная монополия"). Теперь чиновники готовы еще и налоги снизить. Щедрость какая-то выборочная. Вряд ли в крае найдется хотя бы одно предприятие, которое отказалось бы от снижения налогов, с тем, чтобы направить сэкономленные деньги на свое развитие.
Финансовая политика в отношении жителей края тоже всем хорошо известна.
"Мы отбираем льготы у учителей и ветеранов, но дадим коммерсантам? - говорит депутат ЗС Валентина Бибикова. - Я недавно была в Богучанском районе. Одна из учительниц получала в декабре шесть тысяч. Мы осчастливили педагогов, добавив к зарплате 20 %, но ликвидировали льготу на оплату услуг ЖКХ. В результате женщина получила дополнительную тысячу, но потеряла две с половиной".
Законопроект о льготном налогообложении авиаторов внесен администрацией края на рассмотрение Законодательного Собрания, однако в ходе заседания снят самими чиновниками. Причины такого решения, вероятно, кроются в том, что на сессии присутствовали не все депутаты, традиционно голосующие удобно для исполнительной власти.
"Администрация побоялась, что законопроект не пройдет, и сняла его для того, чтобы подтянуть лояльных депутатов и вынести его на следующую сессию", - считает депутат ЗС Александр Шведов.
Завидное упорство! Но, если учесть, что цена вопроса только в 2005 году - 100 миллионов рублей, то, по мнению Шведова, оно вполне объяснимо: "Это навевает мысли, что кто-то получил на лапу".
Если подозрения депутата беспочвенны, получается, чиновники действительно испытывают к авиаторам весьма нежные чувства, ведь настоящая любовь всегда бескорыстна!