МК-28. 13.07.2005.
крАхоборы
Не всякий Абрамович желает прослыть бедным
В статье "Льготный аэроплан" (№ 13) "МК" рассказывал о том, что авиакомпания "КрасЭйр" пытается добиться от краевых властей налоговых послаблений. Главный аргумент в пользу снижения налога на имущество в четыре с лишним раза - изношенность самолетного парка, требующего обновления. Иначе возможно увеличение числа аварийных ситуаций либо потеря доли рынка авиаперевозок. В общем, если верить руководству компании, без государственной поддержки ей придется туго. Суть публикации "МК" сводилась к тому, что руководители компании ведут себя подобно хамелеону: в одних случаях демонстрируют успешность и процветание, в других - выставляют на первый план проблемы. "Смена окраски" в зависимости от ситуации дала свои результаты. Краевые чиновники прониклись пониманием. "КрасЭйр" получила желанные льготы. Смысл прибедняться отпал.
Сегодня, продолжая следовать примеру находчивой ящерицы, авиакомпания вновь хочет выглядеть благополучной. И даже решила оспорить в арбитражном суде якобы содержащиеся в нашей статье сведения об удручающем положении красноярских авиаторов. Судебный спор с "КрасЭйр", безусловно, - частное дело редакции "МК". Но проблема, из-за которой возникло это разбирательство, касается практически всех жителей края. Кроме того, в претензиях к газете руководство авиакомпании как нельзя лучше обличает сущность своей политики. Поэтому мы сочли уместным познакомить с подробностями спора наших читателей.
В исковом заявлении авиакомпания пытается оспорить два фрагмента публикации.
ПАРАДОКСЫ ПРОЦВЕТАНИЯ
В первом фрагменте говорится: "представители "КрасЭйр", обращаясь к властям за налоговыми послаблениями, приводят множество доводов в пользу того, что они не процветают, а находятся на пороге полного краха". Ныне авиаторы утверждают, что на пороге краха они не находятся и никаких доводов на этот счет не приводили. Все это якобы выдумки автора публикации, порочащие деловую репутацию компании. Далее авиаторы заявляют: "Получение сведений о предстоящем "полном крахе" авиакомпании может повлечь отказ от сотрудничества (со стороны контрагентов) и отказ от полетов на рейсах авиакомпании (со стороны пассажиров)".
То ли в "КрасЭйр" невнимательно читали, то ли налицо - проблемы с восприятием. Автор как раз высказывал сомнения по поводу удручающего финансового положения авиакомпании, о котором заявляли ее руководители и краевые чиновники. А такие заявления были, и не только в устной форме, но и в виде расчетных документов. Так, в финансово-экономическом обосновании к проекту закона о предоставлении льгот содержится информация о том, что уже в 2007- 2008 годах сальдо финансовых потоков и рентабельность услуг авиакомпании могут иметь отрицательные значения. Далее ситуация будет только ухудшаться. Что это, если не "порог полного краха"?
Но мы, повторюсь, говорили о том, что Абрамовичи прибедняются ради льготного налогообложения. При заоблачных тарифах дела едва ли могут идти из рук вон плохо. А после того, как "Красэйр" получила-таки налоговые льготы, авиаторы вовсе должны жить припеваючи.
Впрочем, стоит заметить наличие парадокса. Несмотря на то, что красноярцы платят за услуги "КрасЭйр" немалые деньги, а компанию поддерживают предоставлением бюджетных субсидий и снижением налогов, у предприятия все же имеется 1,34 миллиарда рублей кредиторской задолженности (по состоянию на конец сентября прошлого года). При этом финансовое самочувствие руководителя компании, напротив, более чем нормально. По данным журнала "Финанс", личное состояние Бориса Абрамовича оценивается в 1,7 миллиарда рублей. По "толщине кошелька" он даже опередил Анатолия Быкова, у которого лишь 1,4 миллиарда.
Но вернемся к исковому заявлению. Точнее, к утверждению юристов авиакомпании о том, что после прочтения нашей публикации пассажиры могут отказаться летать лайнерами "КрасЭйр". Смешно, не правда ли? На чем, спрашивается, они будут летать? Реальной альтернативы "КрасЭйр" в нашем крае, к сожалению, нет.
Хотелось бы сказать несколько слов и о самой возможности подорвать репутацию компании в глазах пассажиров. К примеру, все мои знакомые высказывались о ценах и услугах красноярских авиаторов не только резко негативно, но в форме, не позволяющей цитировать их слова в газете. Быть может, причина такого единодушия кроется в круге моего общения. Поэтому осмелюсь дать Борису Абрамовичу совет. Уважаемый Борис Михайлович! Прогуляйтесь по улицам Красноярска и поспрашивайте горожан о том, что они думают о возглавляемой вами компании. Только не забудьте наложить грим и надеть парик. Иначе слишком деликатные граждане будут неоткровенны, а слишком вспыльчивые - могут вам что-нибудь повредить. Думаю, в результате такого социологического исследования вы получите самый объективный ответ на вопрос "Можно ли подорвать репутацию "КрасЭйр?".
"НА БЕДНОСТЬ" ДАЛИ ЗРЯ?
Второй фрагмент, который пытаются оспорить авиаторы, звучит так: "Выходит, "КрасЭйр" не исключает возможности эксплуатации аварийных самолетов, а власть соглашается с таким подходом к безопасности движения". Это высказывание представители авиакомпании опять-таки считают не соответствующим действительности и порочащим деловую репутацию.
В данном случае мы имеем дело с банальным выдергиванием отдельной фразы из контекста. Вывод о возможности эксплуатации аварийных самолетов сделан на основании слов замгубернатора Эдхама Акбулатова, приведенных в тексте статьи: "Эксплуатируемый парк воздушных судов состоит, в основном, из самолетов предыдущих поколений. Многие из них уже выработали свой ресурс. Продолжение их использования может в скором времени повлечь за собой рост количества аварийных ситуаций".
Если "КрасЭйр" жаждет оспорить данное утверждение, иск следовало бы предъявить заместителю губернатора. Однако в этом нет никакого смысла, как нет его и в претензии к "МК". Дело в том, что далее в тексте возможность эксплуатации аварийных самолетов опровергается: "изношенную технику все же намерены списывать".
Справедливости ради следует заметить: отсутствием летных происшествий "КрасЭйр" похвастать не может. Так, в апреле 2002 года в самолете Ту-134, выполнявшем рейс по маршруту Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ, произошла разгерметизация кабины. Лайнер совершил аварийную посадку. В октябре 2004-го в международном аэропорту "Борисполь" совершил вынужденную посадку принадлежащий "КрасЭйр" "Боинг-767". Причина - неожиданное повышение температуры масла в одном из двигателей. Были и другие инциденты, которые, к счастью, обошлись без человеческих жертв. Частота ЧП заставляет задуматься о степени безопасности полетов.
...Впрочем, несостоятельность претензий - не самая примечательная особенность искового заявления "КрасЭйр". Более веселит сама попытка опровержения фактов вышеназванной публикации "МК". Юристы Абрамовича не без эмоций пытаются доказать финансовую состоятельность авиакомпании. Получается, налоговые скидки получены "КрасЭйр" безосновательно?!
ВЗЯТКА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
Интересно и то, какие утверждения статьи представители "Красноярских авиалиний" не стали оспаривать, следовательно - полностью с ними согласились. Например, высказывание журналиста о том, что в случае нарушения монополии "КрасЭйр" пассажиры только выиграют. Не опровергается и высказывание депутата ЗС Александра Шведова, который, объясняя упорство чиновников в лоббировании интересов "КрасЭйр", говорит: "Это навевает мысли, что кто-то получил на лапу".
Кстати, в этой связи можно дать Абрамовичам еще один совет. Предложите "взятки" всем пассажирам авиакомпании - снизьте цены на билеты до уровня других перевозчиков. А еще лучше - поспособствуйте приходу на красноярский рынок конкурирующих компаний. Тогда появится возможность отстаивать свою репутацию не в залах суда, а в честной борьбе. Да и число критических публикаций, надо полагать, поубавится.
Алексей ЗАЙЦЕВ.