10.09.2008.
НЕЛЬГОТНАЯ ПОГОДА
Задержки рейсов привели к рождению авиагиганта
В том, что альянс AiRUnion доживает последние дни, не осталось никаких сомнений. Мучения сотен пассажиров, ожидающих своего вылета, были длительными. Развал альянса, напротив, стремительным. Едва успел губернатор Хлопонин заявить, что судьба AiRUnion еще не определена, как все московские рейсы «КрасЭйр», «Домодедовских авиалиний» и «Самары» перенесли из аэропорта «Домодедово» в подконтрольный столичным властям «Внуково». Тут же последовало сообщение о том, что Росавиация приостанавливает действие лицензий названных компаний, а их маршрутная сеть с 30 сентября переходит к авиакомпании «Атлант-Союз», принадлежащей правительству Москвы.
Красноярский рынок авиаперевозок тоже меняется на глазах. Из аэропорта «Емельяново» начинают выполнять рейсы «Аэрофлот» и «S7», «Владивосток авиа» и «Иркутск Авиа»... Монополии «КрасЭйр», похоже, пришел конец.
Короткая полоса
Когда пассажиры «КрасЭйр» томились в аэропортах без еды и воды, спикер Законодательного собрания края Александр Усс произнес замечательную фразу: «Есть одно очевидное средство для того, чтобы подобных ситуаций не возникало, - это развитие конкуренции». Не очень мудреное умозаключение, однако Александр Викторович шел к нему шесть лет... Давайте сделаем экскурс в недавнее прошлое.
Ноябрь 2002 года. Первый рейс компании «Домодедовские авиалинии» (тогда еще не входившей в AiRUnion) из Москвы в Красноярск закончился скандалом. К самолету, который доставил пассажиров за три тысячи рублей (в пику шести тысячам «КрасЭйр») не подали трап. При обратном вылете вновь возникли «технические трудности», и после многочасового ожидания пассажиров отправили в столицу рейсом «КрасЭйр». Компанию-конкурента попросту не пустили на рынок. И сделали это при публичном одобрении представителей краевой власти, в частности - Александра Усса. «Сторонник конкуренции» обвинил московскую компанию в демпинге. «Если они продержат такие цены несколько месяцев, то «КрасЭйр» можно будет похоронить. А потом цена увеличится до 10 тысяч», - заявил спикер.
«КрасЭйр» сохраняла за собой «эксклюзивное право» возить пассажиров в столицу по заоблачным ценам. Но попытки разрушить монополию продолжались. Правда, всегда находился благовидный повод не пустить конкурентов: то взлетная полоса оказывалась слишком короткой, то в аэропорту затевался ремонт... Причем, если руководители «КрасЭйр» братья Борис и Александр Абрамовичи всегда искали своим действиям оправдание, то чиновники, не стесняясь, заявляли, что конкурентам в Красноярске делать нечего. К примеру, когда авиакомпания «Сибирь» хотела открыть рейсы на том же московском направлении, тогдашний руководитель краевого управления промышленности и транспорта Денис Пашков высказался прямо: «Приход еще одной авиакомпании на данный маршрут нецелесообразен». Губернатор Александр Хлопонин поддержал подчиненного: «Как только «Сибирь» выдавит «КрасЭйр» с нашего рынка, она также поднимет цены, и ничего серьезно не изменится».
Защитой «своего» авиаперевозчика от «демпинга» краевые власти не ограничились, обеспечив ему и налоговые послабления. В 2005 году под программу обновления самолетного парка налог на имущество для «КрасЭйр» сократили в 4,4 раза. На 10 лет. Приобретение новых лайнеров, по мнению чиновников, должно было принести региону дополнительные доходы. «Бюджет края получит более 30 миллионов рублей уже в 2005 году», - уверял замгубернатора Эдхам Акбулатов. Эдхам Шукреевич немного просчитался. По заключению Счетной палаты, в краевую казну поступило 300 тысяч. В следующие годы ситуация повторилась.
Где миллиард?
Если в одном месте убыло, значит в другом - прибыло. В течение нескольких лет убывало из карманов пассажиров и бюджета края. По логике, прибывать должно на счетах «КрасЭйр». Но вот парадокс: авиакомпания - банкрот, а общие долги альянса оцениваются в сумму порядка миллиарда долларов. Стало быть, прибыло в другом месте?
Возможно, ответ на этот вопрос дадут правоохранительные органы. Западносибирская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» ч. 3 ст.165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием в особо крупном размере). Кроме того, прокуратура инициировала проведение Сибирским УВД на транспорте доследственной проверки. В действиях должностных лиц авиакомпании ищут признаки преступления, предусмотренного ст. 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве).
Кстати, рост цен на керосин - слабое оправдание. Топливо подорожало не только для AiRUnion, но и для компаний, которые возят пассажиров по умеренным ценам. Однако никто, кроме детища Абрамовичей, в кризис не попал. Впрочем, если руководителей альянса захотят оправдать, сгодится любой аргумент. Не стеснялись же первые лица края утверждать, что конкуренты, сбивающие цены красноярского перевозчика - это зло.
Патриотизм - это…
Как только у AiRUnion возникли проблемы, словно по мановению волшебной палочки исчезли «технические сложности» у аэропорта «Емельяново». «Аэрофлот» и S7 (бывшая «Сибирь») начинают летать в Москву и Норильск. «Владивосток Авиа» планирует делать посадку в Красноярске на пути из Владивостока в столицу. Даже Ан-24 «Иркутских авиалиний», двигаясь в Челябинск, намерен приземляться в «Емельяново». Всем, оказывается, хватает места, и длина взлетно-посадочной полосы вполне устраивает.
А что же с собственным перевозчиком? Как не пытались краевые власти холить и лелеять «свою» авиакомпанию, похоже, остались без таковой. Предполагается, что «КрасЭйр» вместе с другими членами альянса AiRUnion включат в состав нового крупного объединения. Туда же войдет московский «Атлант-Союз», ГТК «Россия» и еще пара-тройка мелких перевозчиков. Контрольный пакет акций авиационного гиганта будет принадлежать госкорпорации «Ростехнологии». На блокирующий пакет претендует правительство Москвы, которому принадлежат «Атлант-Союз» и аэропорт Внуково. Судя по тому, что самолеты «КрасЭйр» уже перекочевали в «лужковский» порт, а маршрутная сеть обещана столичному «Атланту», претендует не напрасно.
Администрация края, разумеется, тоже хочет долю в новом альянсе. Но что вкладывать в уставной капитал? У Красноярья имеется лишь аэропорт «Емельяново» - на паях с теми же Абрамовичами. Во что превратится 51 % акций недоделанного хаба при конвертации в ценные бумаги нового альянса? Думается, можно рассчитывать процентов на пять. Обидно? Неясно, куда сунуть липовый патриотизм?
Но мы уже были «патриотами», не пуская на рынок конкурентов и летая в Москву по цене рейса на Нью-Йорк. Мы были «патриотами», по сути, дотируя «КрасЭйр» из бюджета и сидя сутками в аэропортах. Тот «патриотизм» потерпел авиакатастрофу.
Алексей ЗАЙЦЕВ.