МК-51. 21.12.2005.

ЦАРЬ ЦАВСКИЙ

История о том, как приватизировали агентство воздушных сообщений

"Бориса на царство?.. Так он, лукавый, презлым заплатил... за предобрейшее!.. Сам хотел царствовати и всем владети!.." Михаил Булгаков "Иван Васильевич"

Общеизвестно, что сохранению монополии "КрасЭйр" способствует администрация края. "Сотрудничество" Абрамовичей с властями прослеживается и в других совместных делах. Летом прошлого года приватизировано ФГУП "Красноярское центральное агентство воздушных сообщений". Процесс акционирования сопровождался силовым захватом предприятия и отстранением от должности генерального директора ЦАВС Владимира Носенко. Вскоре после "успешно проведенной операции" значительная часть государственного имущества ушла в структуры, близкие к руководству "КрасЭйр".

По примеру американцев

Интерес к ЦАВС становится понятен, когда узнаешь, что в состав госпредприятия входили не только авиакассы, расположенные в шести городах края (включая Красноярск), но и два супермаркета "Елисейский", гостиница "Пилот", туристическое агентство, землеотводы в центре города, здание старого аэровокзала и другая недвижимость. Многопрофильное предприятие было создано усилиями Владимира Носенко после знакомства с опытом зарубежных коллег.
- В 1996 году я был в командировке в Соединенных Штатах, - вспоминает Владимир Елисеевич. - Начальник аэропорта Сиэтла Эд Паркс часа четыре показывал мне свое хозяйство и рассказывал, что доходы от авиации не превышают 55 %. Остальное дают стоянки, гостиницы, общепит. По примеру американцев и я начал создавать многоцелевое предприятие.
Через непродолжительное время ЦАВС занималось уже восемью видами деятельности.
Многопрофильность позволила увеличить прибыль и обеспечить стабильную доходность вне зависимости от времени года. Летом большую часть выручки давала продажа авиабилетов. Зимой, когда спрос на перелеты падал, предприятие получало прибыль от тех же супермаркетов. Основной профиль, разумеется, тоже не был забыт. Появилась сеть филиалов ЦАВС в городах края. Реконструировались кассовые залы. Офисы продаж авиабилетов оснащались современным компьютерным оборудованием. Словом, было создано рентабельное, динамично развивающееся государственное предприятие.
- Ежемесячно мы имели от миллиона до полутора миллионов рублей чистой прибыли, остававшейся в распоряжении ЦАВС, - рассказывает экс-директор. - Выплачивали около ста миллионов рублей налогов в год. Средняя заработная плата на момент, когда меня оттуда "абстрагировали", у сотрудников агентства была 11 тысяч рублей. Для сравнения: в той же авиакомпании "КрасЭйр" - 5,5 тысячи рублей.

Захват

Хоть и жаль было отдавать процветающее государственное предприятие в руки частников, Носенко прекрасно понимал: рано или поздно ЦАВС все равно приватизируют. Однако, учитывая высокую рентабельность агентства и его значимость для поддержания конкуренции на рынке продаж авиабилетов, с акционированием никто не спешил. Гром грянул среди ясного неба.
- 13 июля 2004 года, когда я находился в отпуске, мне позвонил мой заместитель и сообщил: "В офис приехали люди из администрации края и "Красноярских авиалиний" в сопровождении вооруженной охраны, - рассказывает Владимир Елисеевич. - Я тут же приехал в агентство, поинтересовался, в чем дело. Мне зачитали распоряжение краевого агентства по госимуществу.
Распоряжение № 01-1085р гласило: "Приватизировать Федеральное государственное унитарное предприятие "Красноярское центральное агентство воздушных сообщений" путем преобразования в Открытое акционерное общество... До первого общего собрания акционеров ОАО "Красноярское центральное агентство воздушных сообщений" назначить генеральным директором ОАО "Красноярское ЦАВС" Тычинина Виталия Борисовича, начальника управления агентской сетью ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии".
Контингент управляющих и контролирующих органов акционерного общества тоже оказался весьма интересным. К примеру, в состав Совета директоров вошли тот же Тычинин и несколько чиновников краевой администрации.

"Лишние" активы

Несмотря на то, что сто процентов акций ОАО "Красноярское ЦАВС" находилось в собственности государства, рычаги управления агентством были отданы представителю "КрасЭйр". Это позволило авиакомпании взять под контроль значительную часть рынка продаж авиабилетов в крае.
Кроме того, новое руководство ЦАВС начало активно избавляться от непрофильных активов.
- Предприятие стали попросту растаскивать. Ради этого все и было сделано, - считает бывший гендиректор. - Красу и гордость нашу - супермаркеты "Елисейские" с недвижимостью - отдали в аренду фирме "Ренессанс". Туда же "ушел" общепит. Можно догадаться, кто стоит за этой фирмой...
Здание старого аэровокзала тоже сдали в аренду. Компании Абрамовичей "Сибавиатранс". А помещение бывшего цеха перронной механизации досталось... охранной фирме, участвовавшей в отстранении Носенко от должности.
- Супермаркеты отдали на десять лет - с отсрочкой арендной платы на три года, - делится экс-директор. - После того как мы по судам их маленько повозюкали, они пересмотрели многие документы. Тот же устав предприятия меняли несколько раз. Это их дело. Я считаю себя порядочным человеком, а потому не собираюсь иметь с ними никаких дел. Что это за категория людей, сами видите: симбиоз чиновников и руководителей, которые видят, где плохо лежит. Все авиационные госпредприятия края, полагаю, будут, как и ЦАВС, "закручены" на "КрасЭйр". На очереди - аэропорт "Черемшанка". Хотя экономическое состояние самой авиакомпании никто ни разу серьезно не анализировал. Читаешь в газетах, что самый богатый человек у нас в крае - Борис Михайлович Абрамович. Называют состояние - миллиарды. Ну и на здоровье! Кредиторская задолженность "КрасЭйр" - тоже миллиарды. Выходит, богатство руководителя прямо пропорционально нищете предприятия?

Миллион за молчание

Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" гласит: "...до первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) открытого акционерного общества". То есть по закону Владимир Носенко должен был руководить ЦАВСом еще пару месяцев, до упомянутого собрания.
Похоже, те, кто спешно акционировал агентство (которое, по самым скромным подсчетам, стоит три миллиона долларов), не собирались ждать. Поэтому человека, более полувека проработавшего в гражданской авиации, удостоенного звания "Заслуженный работник транспорта России", около 30 лет возглавлявшего успешное предприятие, просто выдворили с рабочего места. А чтобы молчал, предложили компенсацию.
- Руководитель краевого управления минимущества Александр Южанников меня утешил: "Мы вам выплатим миллион-полтора выходного пособия, - рассказывает Владимир Елисеевич. - Я говорю: "Не надо мне ни миллион, ни полтора. Вы меня должны уволить надлежащим образом". Я не мог "сдать" предприятие, "сдать" коллектив, который единогласно избрал меня директором. Не так я воспитан.
В ответ на жалобу Владимира Носенко в краевую прокуратуру последовал протест прокурора Виктора Гриня: "Территориальное управление Минимущества России по Красноярскому краю, издав распоряжение № 01-1085р от 13.07.04, нарушило трудовые права руководителя унитарного предприятия, допустило к управлению федеральным имуществом ненадлежащее лицо, чьи действия фактически являются самоуправными, и возникающие в результате таких действий юридические факты, а именно регистрация акционерного общества и переданного ему имущества, подлежат признанию недействительными".
Реакции со стороны управления Минимущества не последовало. И незаконно уволенный гендиректор обратился в суд.
23 марта 2005 года суд Центрального района Красноярска вынес решение: восстановить Носенко в должности, взыскать с ОАО "Красноярское ЦАВС" в его пользу зарплату за время вынужденного прогула.
На следующий день Владимир Елисеевич написал заявление на увольнение по собственному желанию. Однако компенсации так и не получил. Последовала кассационная жалоба со стороны "приватизаторов". Судебные тяжбы длятся до сих пор. А государственным имуществом спокойно пользуются структуры, близкие к руководству "КрасЭйр".

Вместо резюме

Почему с директором процветающего госпредприятия так поступили? Кому помешал человек, который уже собирался уходить на пенсию? Может, не сложились отношения с влиятельным партнером? Однако в архиве Носенко есть снимок, на котором они - Абрамович и Носенко - вместе. Свой экземпляр этой фотографии каждый из директоров даже хотел повесить у себя в офисе.
- Отношения с Борисом Абрамовичем всегда были прекрасные, - уверяет Владимир Елисеевич. - До тех пор, пока ему не понадобилась, так сказать, наша материальная составляющая. Понимаете, у Бориса Михайловича есть одна характерная особенность: после того как человек перестает быть ему нужен, он с ним больше не здоровается... Хотя в свое время я ему, когда надо было, всячески помогал. Хотел, чтобы существовал крепкий авиационный комплекс, чтобы была стабильность. Но одни работают на стабильность, другие - набивают карманы. Каждому, говорят, свое.

Алексей ЗАЙЦЕВ.

Рейтинг@Mail.ru  Ваш отпуск не должен стать последним!


Hosted by uCoz