05.11.2008.

ГРЕХОПАДЕНИЕ «КРАСЭЙР»

Депутаты искали ответы на вопросы «кто виноват?» и «что делать?»

«Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами».
(Николай Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

На очередной сессии Заксобрания депутаты вновь вернулись к вопросу о ситуации в авиакомпании «КрасЭйр». Председатель краевого правительства Эдхам Акбулатов сообщил, что, по его мнению, «красноярская авиация должна существовать, должна быть выведена из кризиса и должна развиваться». Заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора Сергей Синяков рассказал, что на грани банкротства находится не только авиакомпания, но и аэропорт. А спикер ЗС Александр Усс помечтал о том, чтобы Красноярск стал центром российской авиации.

Вопросов у депутатов было больше, чем ответов. «Когда началось «грехопадение» и какова в этом роль Законодательного собрания?» - вопрошала Валентина Бибикова. На вторую часть вопроса, ответила сама же. Валентина Васильевна вспомнила, как три года назад ее коллеги встречали Бориса Абрамовича, который пришел на сессию просить налоговые льготы: «Я помню, как он нес свое тело на трибуну и как его оглаживали, облизывали». Решение о предоставление льгот по налогу на имущество было очень сомнительным. Тем не менее, его поддержали почти все законодатели. Депутат Александр Шведов по этому поводу тогда сказал: «Это навевает мысли, что кто-то получил на лапу».
Вот вам и «роль Законодательного собрания».
Еще один, волнующий всех вопрос озвучил депутат Быков. «Компания работала, и билеты были самыми дорогими в России, - напомнил Анатолий Петрович. - Где деньги?».
А деньги попросту украли. «Выявлены многочисленные факты вывода денежных средств и имущества, в том числе, за рубеж», - сообщил заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора Сергей Синяков. Также он поведал о двух уголовных делах, которые возбуждены Сибирским УВД на транспорте и переданы для дальнейшего расследования в центральный аппарат МВД. Является ли Борис Абрамович фигурантом этих дел, зампрокурора сообщить отказался, ссылаясь на тайну следствия. А какая тут тайна? Может быть, Борис Михайлович слишком много знает, и потому его обходят своим вниманием правоохранители? Зато зампрокурора озвучил целый список федеральных чиновников, причастных к краху «КрасЭйр». Синяков поименно перечислил всех представителей государства, которые входили в Совет директоров «КрасЭйр», но бездействовали. «В заседаниях Совета директоров они участвовали нерегулярно или не участвовали вообще, - констатировал Сергей Синяков. - Решения, предложенные Абрамовичем, почему-то проходили, даже когда представители государства были против».
В общем, картина вырисовывается печальная. Если бы правоохранительным органам удалось установить всех виновных, скамья подсудимых была бы очень длинной. Если бы…

***

И что дальше? Именно на этот вопрос пытался ответить в своем докладе председатель краевого правительства Эдхам Акбулатов. Он обозначил три блока проблем, требующих решения. Первый – межрегиональные перевозки. Заметим, что для пассажиров здесь как раз никаких проблем нет. Вместо монополиста на рынок пришло множество конкурирующих между собой авиакомпаний. Но краевую власть волнует утрата собственного авиаперевозчика. Стать одним из учредителей новой авиакомпании «Авиалинии России» краю не удалось. Теперь чиновники надеются хотя бы на регистрацию у нас филиала. Это – и налоги в бюджет, и рабочие места. Кстати, трудоустройству всех работников «КрасЭйр» создание филиала не поможет. Уже ясно, что порядка пятисот человек пойдут на биржу труда. На этот счет Акбулатов оптимистично заметил: «У нас в крае имеется 10 тысяч вакансий». Ответ председателя правительства о сроках погашения задолженности по зарплате также был оптимистичен, но больно уж не конкретен: «Достигнуто понимание, что движение начнется 1 ноября».
Вряд ли авиаторов, три месяца живущих без зарплаты, такой ответ удовлетворил. Им бы узнать не о «достижении понимания», а о точной дате выдачи денег.
Второй блок – внутрирегиональные перевозки. Здесь все, вроде бы, нормально. Рейсы, которые выполнял отлетавшийся «Сибавиатранс», поделены между местными авиакомпаниями «КрасАвиа» и «Катэкавиа».
Третье направление работы краевых властей – развитие аэропорта «Красноярск». Всю речь Акбулатова на эту тему можно пересказать двумя словами: хабу быть! Заразившись оптимизмом премьера, спикер Усс то ли в шутку, то ли всерьез бросил реплику о том, что Красноярск должен стать центром российской авиации.
Все испортил заместитель прокурора. Сергей Синяков рассказал, что авиакомпания «КрасЭйр» выделила из своего состава аэропорт фактически банкротом. «На него повесили по разделительному балансу 27 тысяч тонн керосина в натуральном выражении, то есть долговые обязательства перед Росрезервом», - сообщил Синяков. – На сегодняшний день цена вопроса - около 1,5 миллиардов рублей, с учетом штрафных санкций».
Куда смотрели краевые чиновники, выпрашивая у федерации контрольный пакет акций аэропорта, – непонятно. Как избавиться от столь серьезного долга – тоже неясно. Осталось и множество других вопросов. Тем временем, в зале Заксобрания присутствовал человек, которому, надо полагать, известны практически все ответы. Депутат Заксобрания, вице-президент альянса AiRUnion и экс-член совета директоров ОАО «Аэропорт «Красноярск» Владимир Демидов сидел, опустив голову. Когда наливал в стакан водичку, было видно, как дрожат руки. Видимо, боялся, что и к его персоне парламентарии проявят интерес. Но коллеги Владимира Петровича оказались очень деликатными.

Алексей ЗАЙЦЕВ.

Рейтинг@Mail.ru  Ваш отпуск не должен стать последним!


Hosted by uCoz