МК-45. 08.11.2006.
РЕФОРМА ТРАНСПОРТА: ЛОМАТЬ ИЛИ СТРОИТЬ?
Намерения властей ликвидировать МПАТП-7 и создать на его базе частно-государственную транспортную компанию встречены в штыки профсоюзами и трудовым коллективом. Против передачи действующего муниципального предприятия в частные руки выступили и... сами частники. Сразу несколько крупных предпринимателей заявили о желании участвовать в создании новой компании - но не посредством уничтожения живого перевозчика, а реанимируя уже умершие предприятия.
Благими намерениями...
Инициатива преобразований исходила от краевого агентства промышленности и транспорта и была поддержана городскими властями. Цель, как всегда, поставлена благая: навести порядок на рынке пассажирских перевозок. Решить эту задачу якобы можно путем создания крупного образцово-показательного предприятия, которое будет доминировать на рынке, обслуживая пассажиров на "отлично" и тем самым стимулируя других перевозчиков работать лучше. Учредителями новой компании должны стать городские власти и ООО "Крас-Бус" (красноярский предприниматель Андрей Стехно и москвич Юрий Панов). Первые вносят в уставной капитал имущество МПАТП-7, вторые берут в лизинг несколько сотен автобусов большой вместимости.
Против этой замечательной, на первый взгляд, схемы и выступили работники муниципального транспорта и профсоюзы. Несколько дней назад они пикетировали администрацию Красноярска. Следующую акцию протеста планируют провести у стен "серого дома".
Чем так обеспокоены транспортники? Профсоюзный лидер МПАТП-7 Виктор Солодкий уверен, что у его коллег - одна перспектива: остаться без работы. Того же мнения - председатель краевого профсоюза работников автотранспорта Виктор Медведев.
- Из 560 работников МПАТП-7 изъявят желание уйти к новому господину не более 30-35 водителей, - считает Виктор Георгиевич. - Люди не пойдут. Они знают, как работает Стехно. Это практически круглосуточная работа на изматывание, отсутствие соцпакета и оплаты больничных листов, отсутствие отопления в боксах и так далее.
Именно показатели работы частного инвестора - одна из главных причин беспокойства коллектива МПАТП-7 за свою дальнейшую судьбу.
- У него много аварий, случаи пьянства водителей, - говорит Виктор Солодкий.
Эти обвинения не голословны. Именно фирму "Крас-Бус" сотрудники ГИБДД выделили из общего списка перевозчиков, совершивших аварии.
- В начале прошлого года было три ДТП с пострадавшими по вине водителей фирмы "Крас-Бус", - сообщил "МК" инспектор ГИБДД Красноярска Анатолий Попов. - В нынешнем - был пострадавший по вине водителя ООО "ДеМС" (еще одна фирма Стехно, - Ред.).
Вызывает сомнение и финансовая состоятельность инвестора. Представители профсоюзов и трудового коллектива МПАТП-7 неоднократно задавали властям вопросы о причинах сотрудничества именно с этим предпринимателем, но ответов не получили.
Степень убытка
Не получили профсоюзные лидеры и ответов на вопросы, касающиеся экономической целесообразности создания автотранспортной компании на базе МПАТП-7. Почему, к примеру, муниципалитет отдает свое лучшее предприятие, а частник вкладывает лишь долги в виде лизинговых автобусов? Почему муниципалитет не возьмет автобусы в лизинг самостоятельно, минуя посредников-коммерсантов? Чем руководствовались чиновники, подписавшие кабальный для города протокол о создании автотранспортной компании? Главный же вопрос, остающийся без ответа: "За чей счет будут покрываться убытки учреждаемой компании?".
Да-да, речь идет не о прибыли, а об убытках! Для определения экономических перспектив автотранспортной компании были приглашены независимые эксперты из КГТУ.
- Степень убытка зависит от того, каким образом будут приобретаться автобусы: по лизингу или сублизингу, - рассказывает профессор кафедры экономики КГТУ Ирина Голянд. - Убытков не будет только в случае прямого приобретения автобусов. Но тут другая проблема: нет денег.
Ирина Леонидовна отказалась назвать точные потери, ссылаясь на то, что просчитывали несколько разных вариантов. Но подтвердила: цифры, озвученные представителями профсоюзов (168 миллионов и 400 миллионов рублей убытков в год), в расчетах действительно фигурировали. Голянд также пояснила: эксперты исходили из того, что до 1 июля 2007 года будет действовать нынешний тариф, а затем плата за проезд возрастет до девяти рублей.
Учреждать потенциального банкрота по меньшей мере глупо. Добиться же рентабельности предприятия можно двумя путями: выделяя дотации из городского бюджета либо увеличивая тариф. Первый вариант, по мнению Виктора Медведева, нецелесообразен, так как сегодня МПАТП-7 получает лишь 33 миллиона рублей дотаций, и нет никакого смысла потрошить бюджет еще больше. Значит, применят второй вариант.
- Результат будет катастрофическим, - считает руководитель транспортного профсоюза. - Мы потеряем муниципальные предприятия и получим валовый рост тарифа за проезд. Тариф может дойти до 15 рублей. Вот что получится!
Впрочем, Медведев надеется, что власти все же прислушаются к мнению профсоюзов.
- Я встречался с первым заместителем губернатора Львом Владимировичем Кузнецовым, - говорит Виктор Георгиевич. - Считаю, что мы нашли взаимопонимание. Но многое зависит от городского департамента транспорта, от городской администрации. Хотя инициатива создания автотранспортной компании и принадлежит краевым властям, губернатор просил поправить ситуацию по перевозкам, а не уничтожать муниципальные предприятия. А некоторые чиновники в отсутствие мэра ничего лучшего не придумали, как сразу же "взять под козырек" и ликвидировать 7-е муниципальное предприятие - то, что работает. Я думаю, так мы улучшения работы транспорта не добьемся. Надо поднимать то, что лежит.
Кстати, сегодня городские власти тоже озадачились вопросом экономической целесообразности учреждаемого предприятия. Петр Пимашков дал поручение специалистам мэрии подсчитать возможные доходы и убытки. Похоже, единственным рьяным сторонником разрушения МПАТП-7 и привлечения "лизингового инвестора" остается руководитель краевого агентства промышленности и транспорта Денис Пашков.
Альтернатива
Предложения поднять "умершие" муниципальные транспортные предприятия уже поступили губернатору края и мэру Красноярска. Несколько крупных предпринимателей заявили о желании участвовать в создании частно-государственной компании на базе ликвидированных в 90-е годы МПАТП. Не уничтожать живое, а вернуть жизнь уничтоженному - главная особенность этих предложений. Но и другие условия, названные перевозчиками, кардинально отличаются от варианта с участием фирмы "Крас-Бус". Прежде всего, они готовы внести в уставной капитал компании не "лизинговые долги", а живые деньги и автобусы, которые находятся в их собственности.
- У меня своя производственная база, свой подвижной состав, сложившийся трудовой коллектив, обеспеченный социальным пакетом, - говорит предприниматель Галина Долгушина. - Нет ни долгов, ни просрочек по платежам. Не понимаю, как человек, который по уши в долгах, может быть партнером муниципалитета в создании новой компании.
Все предприниматели, изъявившие желание участвовать в возрождении уничтоженных предприятий, работают на транспортном рынке более десяти лет и, по мнению специалистов, являются лучшими перевозчиками города. "За несколько лет работы предприятий, входящих в наш холдинг, ими не совершено ни одного отчетного ДТП, не было зарегистрировано ни одного случая нарушения расписания или условий договора на обслуживание пассажиров... Все автобусы оснащены автоматическими радиоинформаторами для объявления остановок", - говорится в заявлении одного из перевозчиков. "Коллектив нашего предприятия неоднократно отмечался грамотами и благодарственными письмами администрации города и Октябрьского района, департамента транспорта, управления автодорожного надзора и УГИБДД УВД Красноярского края", - сообщается в другом заявлении.
Кроме того, перевозчики готовы предложить проект программы по использованию экологически чистого топлива, представить свои варианты организации льготного обслуживания пассажиров.
В общем, чиновникам, если они действительно хотят улучшения работы пассажирского транспорта, теперь есть над чем задуматься. А профсоюзные лидеры ставят вопрос о конкурсном отборе частного инвестора.
- Мы встречались с руководителем агентства промышленности и транспорта Денисом Пашковым и задали ему вопросы: "Почему только Стехно допускается для организации новой автотранспортной компании, ведь для трудового коллектива эта фамилия, как красная тряпка для быка? Почему другие предприниматели, которые предлагают вложить свои деньги в развитие транспорта и просят не живые предприятия резать, а в вымершие вдохнуть жизнь, не воспринимаются на дух?" - рассказывает Виктор Медведев. - Ответов мы не получили.
После встречи Медведева с Кузнецовым у руководителей края тоже возникло немало вопросов. В частности, их очень интересует, кто привел инвестора, который либо не может, либо просто не хочет вкладывать в создание автотранспортной компании реальные средства?