МК-17. 23.04.2008.

БОЛЬШИЕ ЛЮБИТЕЛИ БЮДЖЕТНЫХ МИЛЛИОНОВ

За пару последних лет около половины красноярских автобусов уступили место новым. В основном - большой вместимости. На первый взгляд, такие изменения могут только радовать. Тем более что процесс обновления подвижного состава продолжается. Однако есть у этой медали и другая сторона. Муниципальные транспортные предприятия отработали первый квартал 2008 года с убытком в 40 миллионов рублей. Частно-муниципальная «Красноярская автотранспортная компания» (КАТК) оказалась на грани банкротства и также просит помощи у бюджета. Экономика частных предприятий трещит по швам. На многих маршрутах заметно увеличилось время ожидания автобусов.

Наблюдая за деятельностью чиновников в сфере транспорта, можно обнаружить крайнюю непоследовательность и метания из одной крайности в другую. Два года назад и.о. главы города Константин Филиппов издал постановление о ликвидации МПАТП-7 - в связи с убыточностью его работы. Лишь протесты профсоюзов и вмешательство Петра Пимашкова спасло муниципальное транспортное предприятие от уничтожения. Сегодня чиновники, напротив, выделяют сотни миллионов рублей на замену подвижного состава и дотации муниципальным перевозчикам, не задумываясь об эффективности вложений.
Необходимость замены изношенных автобусов новыми очевидна. От состояния транспорта зависит и безопасность движения, и качество обслуживания пассажиров. Вопрос в том, как обновлять и за чей счет.
Власть избрала максимально быстрые сроки и непременную замену маленьких автобусов машинами большой вместимости.
В полной мере такой подход был реализован при создании частно-муниципальной КАТК, чей автобусный парк сформирован исключительно из машин большой вместимости, взятых в лизинг. О том, что лизинговая схема приведет к убыткам, много говорилось еще на стадии создания предприятия. Но учредители КАТК (муниципалитет и пара частных предпринимателей), вероятно, думали, что экономические законы на них не распространяются. Сегодня предприятие накопило огромные долги и находится на грани банкротства. Свести концы с концами не помогли ни тариф, увеличенный после создания КАТК сразу на два рубля, ни выделенные компании выгодные маршруты, ни предоставленная муниципалитетом производственная база.

ХХХ

В муниципальных транспортных предприятиях ситуация несколько иная. Две сотни автобусов куплено в течение полугода за бюджетные средства. Ни с кредитами не надо рассчитываться, ни за лизинг платить, - благодать! Тариф на два рубля ниже, чем у частников, но разницу, опять же, компенсирует бюджет. Казалось бы, при таких коммунистических условиях должны как сыр в масле кататься! Ан нет: в первом квартале 2008-го два муниципальных транспортных предприятия отработали с убытком в 40 миллионов рублей.
Многие, наверное, удивятся, узнав, что затраты на одну поездку в муниципальном автобусе в 1,5 раза выше чем аналогичные расходы частника. Эту разницу мы не ощущаем потому, что, покупая билетик, оплачиваем лишь половину себестоимости проезда. Вторая половина - безналичные вливания из бюджета: дотации, доплата за разницу в тарифе, новый подвижной состав, затраты на безвозмездное пользование производственными комплексами.
Почему расходы муниципальных предприятий столь велики?
Сама форма собственности не особо способствует рачительному хозяйствованию. К тому же фактически главный «пожиратель бюджетных денег» - крупные автобусы. Очень дорогие и с большим расходом топлива. Чиновники отчего-то вбили себе в голову, что где-где, а уж в муниципальных предприятиях машин малой и средней вместимости быть не должно. При этом как минимум на трети муниципальных маршрутов пассажиров настолько мало, что их способны перевезти даже не «пазики», а «газели». Еще часть маршрутов дублирует уже имеющиеся, и необходимость самого их наличия сомнительна. Большие автобусы действительно необходимы лишь на отдельных направлениях, таких как №№ 44, 61, 64.
Заглянем в любопытный документ «Муниципальная программа пассажирских перевозок по маршрутам с низкой интенсивностью пассажирских потоков». В программу включено 36 маршрутов, обслуживаемых муниципальными перевозчиками. С недавних пор данные маршруты распределяются на конкурсной основе. Формально в конкурсе могут участвовать и частники. А что на практике? Маршруты распределены по двум лотам, причем обслуживание каждого из них требует не меньше 70 автобусов. Среди десятков частников найдется не больше трех, имеющих такое количество машин. Так что пресловутые конкурсы и лоты - предложение МПАТП-2 и МПАТП-7 продолжить убыточную работу. А муниципальная программа - способ узаконить огромные, неконтролируемые, нецелесообразные траты на муниципальный транспорт. И самое грустное то, что каждая новая партия больших автобусов, закупленная за счет краевого или городского бюджетов, еще более увеличивает финансовые потери столицы края в дальнейшем.
Некоторые депутаты Городского совета уже давно задают администрации города нелицеприятные вопросы:
- Почему муниципальные автобусные предприятия, получившие многомиллионные вливания в виде предоставления им бесплатных новых автобусов, предоставления в безвозмездную бессрочную аренду производственных площадей, продолжают ходить с протянутой рукой?
- Почему предоставление этим предприятиям приоритетного права занимать лучшие маршруты, менять схемы их прохождения, возможность выставить более привлекательную для пассажира стоимость проезда (8 рублей) с обязательной стопроцентной доплатой до действующего коммерческого тарифа, не дают результата?
- Почему частные предприятия, приобретающие за свои средства такой же подвижной состав, платящие аренду за снимаемые боксы (или обслуживающие собственные без чьей либо помощи), не требуют бюджетных средств?

ХХХ

Обратимся к опыту западных стран. Муниципальный транспорт там тоже присутствует, но работает на равных условиях с частниками, без персональных программ поддержки. Автобусы используются разной вместимости - в зависимости от условий конкретного маршрута и даже времени суток.
Но у нас, как всегда, особенный путь. Мы считаем позволительным расходовать миллионы, не заботясь об эффективности, закрывая глаза на городские проблемы, требующие безотлагательных вливаний. Знают ли, например, чиновники, что в муниципальной больнице № 6 (бывшая БСМП) долгое время простаивает аппарат компьютерной томографии, необходимый для диагностики головного мозга? Замена вышедшей из строя рентгеновской трубки ценой миллион рублей затянулась. Миллион - такой мизер в сравнении с потерями муниципального транспорта лишь за один квартал…
Может, пора прекратить бездумно раздавать бюджетные деньги? Следует приучать любителей дотаций к работе в рыночных условиях. 650 миллионов рублей, потраченных на новые муниципальные автобусы - хороший подарок. Но инвестиции должны приносить прибыль, а не превращаться в насос по выкачиванию все новых и новых средств.

Рейтинг@Mail.ru  Ваш отпуск не должен стать последним!


Hosted by uCoz