МК-29. 16.07.2008.
ГУБЕРНАТОР, КУПИТЕ АВТОБУСЫ!
Перевозчики предлагают Александру Хлопонину выполнить обещание
На рынке пассажирских перевозок Красноярска вновь бушуют страсти. Предприниматели, еще с зимы требующие увеличить тариф в маршрутках, сокращают выход автобусов на линии. Некоторые уже заявляют о намерении уйти из транспортного бизнеса и начинают продавать подвижной состав. Вспомнив обещание губернатора скупить весь парк, они предлагают Александру Хлопонину сделать это.
Тем временем чиновники сохраняют олимпийское спокойствие и уверяют, что и при десятирублевой цене проезда перевозки в краевом центре приносят прибыль.
Корреспондент «МК» попытался разобраться, кто прав.
Красноярцы, привыкшие к изменению тарифа в летний период, ждали подорожания с 1 июля. А когда власть отказалась менять ценник, облегченно вздохнули. При тотальном росте цен на товары и услуги возможность сэкономить хотя бы на транспорте порадует всякого. Правда, если такая экономия приводит к получасовому ожиданию на остановке с последующим «утрамбовыванием» в переполненный автобус, приятного мало. К тому же у здравомыслящего человека чиновничье объяснение причины благодеяния вызывает недоумение.
Замруководителя краевого департамента экономического планирования (ныне и.о. министра промышленности и энергетики правительства края) Денис Пашков заявил: тариф менять нет нужды, поскольку и при десяти рублях перевозки рентабельны. К такому выводу чиновник пришел, опираясь на результаты «независимой проверки» частных транспортных предприятий, входящих в холдинг «Терминалнефтегаз». «Выяснилось, что затраты на один километр пробега - 17 рублей. Включая лизинговые платежи, амортизацию, расходы на топливо, зарплату и другие отчисления, - сообщил Денис Геннадьевич. - Исходя из этого себестоимость пассажирского билета - 6 рублей 70 копеек». Данные по другим предприятиям холдинга поразили еще больше. В одном себестоимость проезда составляет 6,2 рубля, в другом - вообще 5,7. Получается, рентабельность перевозчиков достигает сегодня 75 %? А какой тогда была прибыль несколько месяцев назад, до череды топливных наценок? Больше 100 %? Как у наркоторговцев?.. Зачем же год назад тот самый Пашков согласился с увеличением тарифа с 8 до 10 рублей? Отчего-то вспомнилась фраза из бессмертного романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: «А он попросту соврал!.. Поздравляю вас, гражданин, соврамши!».
Захотелось узнать подробнее о «независимой проверке» в «Терминалнефтегазе» и самому посчитать затраты на перевозку.
Насчитаем сколько надо!
- Нам нечего скрывать, - заявил технический директор ЗАО «Терминалнефтегаз» Константин Кнапнугель, согласившись предоставить любые документы, связанные с расчетом тарифа. - Когда представители власти жаловались, что деятельность транспортных предприятий непрозрачна, что сложно узнать затраты на перевозку, мы сами предложили: приходите, смотрите любые документы, считайте. В ответ чиновники пообещали провести аудиторскую проверку. Однако вместо независимых аудиторов к нам пришли помощники г-на Пашкова. Сразу же сказали, что тариф - вопрос не финансовый, а политический, и сколько надо, столько и насчитают.
По словам перевозчиков, проверяющие попросили для расчетов только путевые листы и счета-фактуры на приобретенные ГСМ. За кадром осталось множество других затрат: лизинговые платежи, расходы на запчасти, отопление и электричество, фонд оплаты труда слесарей и диспетчеров, налоговые отчисления… Такой избирательный метод расчета и дал абсурдный результат: год назад солярка стоила 14 рублей и рентабельность перевозчиков оценивалась в 6 %. А сегодня, когда цена топлива выросла до 27 рублей, рентабельность вопреки экономическим законам и здравому смыслу увеличилась в десять раз!
Расчеты перевозчиков (частных и муниципальных), как известно, дают совершенно иные результаты. Они требуют поднять тариф до 14 -16 рублей. На чем держится их калькуляция?
- Финансовое обоснование стоимости проезда готовили не мы, а независимые специалисты - сотрудники кафедры организации перевозок СФУ, - говорит Кнапнугель. - Расчеты проводились на основании методики, разработанной КГТУ и утвержденной администрацией края, с использованием нормативов, утвержденных Минтрансом. Эти документы четко регламентируют нормы затрат на топливо, смазочные материалы, шины и т.д. Результаты последней калькуляции, когда дизтопливо стоило еще 23,2 рубля, а не 27,3, как сегодня, говорят о том, что себестоимость проезда в автобусе марки «HUNDAI AC540» составляет 14 рублей 85 копеек, а «МАЗ-103» - 13 рублей 24 копейки.
Кстати, затраты перевозчиков легко подсчитать и не будучи экономистом. Для получения приблизительного результата можно обойтись без сложных методик и формул. Достаточно знать несколько показателей - отнюдь не секретных.
Поупражнявшись в арифметике на примере маршрута № 85, мы сделали следующие открытия.
Простая арифметика
Посчитаем затраты на топливо. Длина маршрута составляет 31 км. Соответственно, проехать туда и обратно - 62 км. За смену автобус делает 5 кругов, значит, преодолевает в общей сложности 310 км. С учетом 20 км от гаража получается 330. Расход топлива дизельного автобуса большой вместимости, рассчитанный по методическим рекомендациям Минтранса, составляет более 60 литров на 100 км. Однако в «Терминалнефтегазе» автобусы новые и их реальный расход на маршруте № 85 - порядка 50 литров на 100 км. Стало быть, за день автобус «кушает» 165 литров солярки. При сегодняшней цене дизтоплива (27,3 рубля) получаем искомую сумму - 4504 рубля.
Большие автобусы, как правило, приобретены по лизингу. Ежемесячная сумма, которую предприниматель отдает лизингодателю за использование автобуса МАЗ-103, составляет 93 500 руб. Если учесть, что автобус выходит на линию примерно 25 дней в месяц (за вычетом необходимости проводить ремонт, техосмотр и т.п.), получаем ежедневные затраты в сумме 3740 рублей.
Теперь - зарплата водителям. По данным госстатистики, она составляет 15 тысяч рублей в месяц (к слову, в «Терминалнефтегазе» платят больше). В месяце 10 смен, значит, за смену водитель получает 1500 рублей.
Это лишь некоторые затраты. Однако не будем утомлять читателя «мелочами» - посмотрим, что получилось. Расходы на топливо, лизинг и зарплату водителя - 9744 рубля за смену.
А какова же выручка? Вычислить ее очень просто. По данным исследования пассажиропотоков, которое проводилось специалистами КГТУ по заказу администрации Красноярска, автобус маршрута № 85 перевозит в среднем 812 человек в день. Умножаем количество пассажиров на величину тарифа (10 рублей) и определяем сумму выручки - 8120 рубля. Выходит, «недостача» - 1600 рублей? А ведь мы не считали зарплату кондуктора, налоги, расходы на запчасти и многое другое.
Возникает вопрос: каким образом перевозчики умудряются работать при отрицательной рентабельности? К ответу вернемся чуть позже. А сейчас обратим внимание на две любопытные цифры, которые можно вывести из наших расчетов. Составляющая затрат на топливо в стоимости билета - 5,54 рубля. За удовольствие ездить на новых больших автобусах мы платим 4 рубля 60 копеек.
Долговая яма
Теперь о том, как предприниматели сводят концы с концами. В транспортных предприятиях «Терминалнефтегаза» до недавнего времени вопрос решался следующим образом: убытки покрывались за счет прибыли, которую приносят другие сферы деятельности холдинга (сеть газовых заправок, строительство). Но «кормить» до бесконечности «бедных родственников» никто не будет. Сегодня, когда задолженность транспортного направления превысила 18 миллионов, перевозчики вынуждены не только сокращать выход маршруток на линию, но и продавать автобусы большой вместимости.
- Раньше в нашем парке было порядка 80 машин, сейчас на линию выходит 28-30, - признается Константин Кнапнугель. - К сентябрю останется штук 15. Не имеет смысла работать в бизнесе, если невозможно не только заработать, но и оплатить затраты. Если политика краевой власти не изменится, мы вообще уйдем с этого рынка. Думаю, к ноябрю в Красноярске останется только муниципальный транспорт - коммерческий просто не доживет.
Самую серьезную проблему создают большие автобусы, взятые в лизинг. Расходы на погашение лизинговых платежей, как мы уже отмечали, сопоставимы с затратами на топливо.
- Когда чиновники призывали менять «пазики» на машины большой вместимости, многие предприниматели взяли кредиты, оформили лизинг, приобрели автобусы, - говорит технический директор ЗАО. - А краевая власть, отказываясь утверждать реальный тариф, нас просто «кинула»! В результате в этом году ни один новый автобус не приобретен. В 2007-м наше предприятие купило 11 новых автобусов, в нынешнем - 10 продало. На очереди - еще десяток. Если власть считает, что себестоимость проезда составляет шесть рублей, то может сама заняться этим бизнесом и заработать кучу денег. Помнится, господин Хлопонин обещал скупить все автобусы. Думаю, сейчас самый благоприятный момент выполнить обещание.
Заметим, что на грани банкротства находятся многие красноярские перевозчики. В первых рядах - ООО «Красноярская автотранспортная компания» - то самое частно-муниципальное предприятие, которое, по словам Дениса Пашкова, должно было стать образцово-показательным и занять половину рынка пассажирских перевозок. Однако лизинговые автобусы загнали несостоявшегося монополиста в «Долговую яму». А муниципалитет вышел на днях из состава учредителей компании.
Кстати, «Долговая яма» - это не образное выражение, а специальный раздел на Интернет-сайте Службы судебных приставов, содержащий список должников.
- Долги Красноярской автотранспортной компании по двум исполнительным листам составляют 16,5 миллиона рублей, - сообщает пресс-секретарь службы Андрей Кабиров. - Мы наложили арест на офисную технику и два автобуса данного предприятия. Также производится еженедельное инкассирование счетов в размере 50 % поступающих средств. Судя по суммам, поступающим на счета, в «Долговой яме» предприятию быть еще очень долго.
ХХХ
От власти - проверено опытом - можно ждать чего угодно. И все-таки трудно поверить, что чиновники сознательно пойдут на уничтожение частного транспорта, который перевозит 80 % пассажиров Красноярска. Проблему можно было бы решить дотированием не только муниципальных, но и частных перевозчиков. Хотя в это верится с трудом. Поэтому самое вероятное решение - все-таки пересмотр тарифа. Любопытно, как прокомментируют этот шаг «рулевые транспорта» после заявлений о себестоимости в шесть рублей? Неужели чистосердечно признаются: в прошлый раз мы попросту соврали?
Алексей ЗАЙЦЕВ.