06.08.2008.

ГОНДОЛА С НАТЯЖКОЙ

Чиновники вымучили проект городской транспортной сети

Кот из дома - мыши в пляс. Эта поговорка как нельзя лучше характеризует планы городских чиновников относительно очередной транспортной реформы. Пока мэр Красноярска Петр Пимашков и начальник департамента транспорта Иван Девяткин находятся в отпусках, их заместители Виталий Бобров и Леонид Семенов объявили о перекройке схемы движения автобусов, порезав наиболее длинные маршруты. Недовольные могут воспользоваться… теплоходами.

Новую маршрутную сеть планировали внедрить еще год назад, но из-за массового недовольства пассажиров отложили. Теперь решились. «Удовольствие» будет растянуто на два месяца: преобразования пройдут поэтапно, с 1 августа по 1 октября. В итоге вместо нынешних 101 маршрута останутся лишь 67. Большая часть выживших подвергнется обрезанию. Нетронутыми останутся только 39.
Сообщая эту радостную весть, чиновники пояснили, что новшество, как всегда, внедряется для блага народа и с ним (с народом) обсуждено и согласовано. Только пассажир у нас, видимо, глупый. Выгоды своей не разумеет.
- Я не понимаю, в чем мой интерес, если маршрут, на котором я добираюсь на работу, будет обрезан и придется ехать с пересадкой, - удивляется один знакомый. - Представители власти утверждают, что у новой схемы есть преимущества. Пусть тогда и себе сделают обрезание. В этом тоже, говорят, есть свои плюсы.
Схожее мнение высказывают перевозчики. С ними изменения маршрутной сети также якобы согласовывались. Но и предприниматели счастье свое не осознали.
- От введения новой схемы, прежде всего, пострадают пассажиры, - считает директор одного из частных транспортных предприятий Александр Кнапнугель. - Если сейчас автобусы маршрута № 85 идут из Верхних Черемушек до Ветлужанки, то по новой схеме будут ходить только до железнодорожного вокзала. Значит, людям нужно будет делать пересадку. Маршрут № 90 тоже обрезан на Предмостной площади. Что касается увеличения рентабельности перевозчиков, то ее трудно прогнозировать. Люди привыкли к нашим маршрутам, и если они изменятся, пассажиры могут уйти на другие.

ХХХ

Реформа предусматривает не только изменение схемы движения автобусов, но и замену на многих маршрутах «пазиков» машинами большой вместимости. Затея более чем сомнительная. Если в прошлом году частные перевозчики активно брали кредиты и покупали большие автобусы, то сейчас они спешат их продать.
- Последним обещанием чиновником было поднятие тарифа на один рубль, - рассказывает Александр Кнапнугель. - Это глупо. Солярка подорожала в два раза, а тариф хотят увеличивать на рубль. Мне звонил Гимадеев, предлагал купить у него автобусы. Я ответил: «Я тебе с удовольствием свои продам».
- Я предлагал автобусы не только Кнапнугелю, но и другим перевозчикам, однако желающих купить нет. Буду продавать в другой регион, - говорит предприниматель Андрей Гимадеев. - Это машины большой вместимости, которые я купил в кредит в прошлом году. При действующем тарифе я не могу за них рассчитываться. А краевая администрация тянет время. Пашков смеется: «К Новому году тариф 12 рублей дадим». Но у нас уже сегодня себестоимость проезда 15,6 рубля.
Любопытно, что себестоимость перевозки пассажиров в муниципальных автобусах достигла 19 рублей 80 копеек еще несколько месяцев назад. Об этом говорится в документе под названием «Информация о работе пассажирского транспорта за 1 квартал 2008 года». Бумага за подписью руководителя департамента транспорта Ивана Девяткина предоставлена в городской Совет в конце мая. Однако до сих пор запредельная убыточность муниципальных автобусов не подвигла депутатов и чиновников на какие-либо действия. Видимо, они сильно заняты «обрезанием» маршрутов. А может быть, случилось какое-то чудо и убыточные перевозки превратились в рентабельные? Чтобы прояснить этот вопрос, звоню заместителю начальника департамента транспорта Леониду Семенову:
- Подскажите, какая сейчас себестоимость перевозки в муниципальных автобусах?
- Себестоимость… - задумывается на другом конце провода Леонид Борисович. - Никакой прибыли нет, есть одни убытки.
- Ну а себестоимость-то какая?
- В районе 14 рублей.
В самом деле, чудеса. Было 20, а стало 14! За столь значительное сокращение убытков при непрерывном росте цен на топливо чиновников нужно наградить! Впрочем, объяснение шестирублевой «нестыковки» может содержаться в байке, рассказанной участником совещания по изменению тарифа: «Один из сотрудников департамента транспорта заявил, что для муниципальных автобусов нужен тариф 16 рублей. На что чиновник из краевой администрации ответил: «Еще раз заикнешься про 16 рублей, положишь на стол партбилет!».

ХХХ

Партбилетами чиновники сегодня дорожат не меньше, чем в советские времена. Слово страшно сказать! От того, видимо, называют разные цифры. Чтобы каждый мог выбрать ту, что больше нравится! В той же «Информации о работе пассажирского транспорта» сообщается: «В 2007 году муниципальными предприятиями получено 190 автобусов марок ЛиАЗ, МАЗ, Волжанин и три трамвайных вагона, что позволило обновить подвижной состав муниципального транспорта на 94 %». То есть транспорт у нас почти весь новый. Замечательно! Но через пару страниц содержится описание ситуации по состоянию на 1 апреля 2008 года: «40,2 % подвижного состава имеют полный износ и подлежат списанию». Как это понимать? За первый квартал мы разбили половину новеньких автобусов до степени полного износа?
Еще одна интригующая цитата из того же документа: «На речном внутригородском транспорте в 2008 году будут введены в работу два новых теплохода пассажировместимостью около 100 человек». Красноярск вроде бы не Венеция. Здесь маршрутку гондолой не заменишь. Интересуюсь новшеством все у того же Леонида Семенова и слышу в ответ, что ему про речной внутригородской транспорт и два новых теплохода ничего не известно.

ХХХ

Большая часть вышесказанного приведена здесь не для развлечения читателей - хотелось продемонстрировать квалификацию транспортных «рулевых». А теперь представьте, что произойдет, когда эти люди начнут претворять задуманное в жизнь.

Алексей ЗАЙЦЕВ.

Рейтинг@Mail.ru  Ваш отпуск не должен стать последним!


Hosted by uCoz