08.10.2008.
НОВАЯ ТРНСПРТНЯ СХЕМА
Помните миниатюру Аркадия Райкина, в которой «за дикцию никто не отвечает»? А цитату из Библии: «никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани»?
Чиновникам, затеявшим транспортную реформу, эти произведения, похоже, не знакомы.
Для начала хочу рассказать, как я добираюсь на работу и обратно. Несмотря на наличие двух прямых автобусных маршрутов, утром сажусь на трамвай и еду до Предмостной площади. Там пересаживаюсь на автобус и доезжаю до редакции. Тысячи красноярцев, которые тоже вынуждены прибегать к подобным хитростям, наверное, уже поняли, почему я так делаю. Все просто. Если сразу сесть на нужный автобус, то за три-четыре остановки до Предмостной непременно встрянешь в «пробку». Минут на сорок. А на трамвайных путях заторы пока редкость.
Какие же выводы я делаю по пути на работу? На первом участке мне абсолютно все равно, будет ли внедрена новая схема движения и заменят ли «пазики» на машины большой вместимости. Я-то еду в трамвае! Затем я пытаюсь втиснуться в автобус. Наплевать, в какой именно: в большой или маленький, за 9 рублей или за 11. Лишь бы уехать. Мне малоинтересны маршрутная схема, класс автобуса и тариф. Главное, что меня волнует - ликвидация пробки. Но за многие годы я наблюдаю прогресс только в одном: вместо разговоров о двухуровневой развязке на Предмостной площади начались разглагольствования о трехуровневой развязке.
Теперь расскажу о пути с работы домой. Идеальным вариантом было бы сесть в «двойку» и доехать без пересадок. Другой вариант - воспользоваться маршрутом № 100. Он мне менее симпатичен, потому, что идет не по пр. Красноярский рабочий, а по параллельной улице Вавилова. Но все же сгодится. Иногда я пользуюсь и «двойкой», и «соткой». Но чаще опять таки еду с пересадкой. Проблема в том, что автобусы маршрута № 2, хоть и большие, ходят крайне редко. Автобусы маршрута № 100, напротив, ходят часто, но маленькие и забиты под завязку.
Какие выводы я делаю по пути домой? Важна не только вместимость автобуса, но и интервал движения. Изменение маршрутной сети, предполагавшее ликвидацию «сотки», мне невыгодно. Если мне обеспечат нормальную работу автобусов на прямых маршрутах, я готов платить за проезд 20 рублей вместо одиннадцати, так как, перемещаясь с пересадкой, трачу еще больше (22 рубля).
Зачем я так долго описывал свое «путешествие» туда и обратно? Во-первых, это не только мои частные сложности. Со схожими трудностями сталкиваются почти все красноярские пассажиры. Во-вторых, и это главное, мой затянутый рассказ наглядно демонстрирует, что транспортная проблема - комплексная. Отдельных вопросов - «о больших и маленьких автобусах», «о низком и высоком тарифе», «об изменении маршрутной сети» - не существует. Уточню: не существует в реальности. В мозгах чиновников они живут давно и укоренились там прочно. Периодически на эти вопросы находятся «ответы», которые раз от раза усугубляют и без того очень сложную ситуацию на рынке пассажирских перевозок.
ХХХ
В минувший четверг депутаты красноярского горсовета не без споров приняли решение о выделении 262 миллионов рублей на покупку 75 автобусов большой вместимости для муниципальных транспортных предприятий. Это решение вызывает целую серию вопросов. Прежде всего, о целесообразности такого приобретения. По словам руководителя городского департамента транспорта Ивана Девяткина, автобусы необходимы для того, чтобы новая маршрутная сеть наконец-то заработала. Какая маршрутная сеть? Та, что была нарисована год назад? Та, которая получилась после «обсуждения и доработки» к августу? Или та, которую слепили, вернув часть порезанных маршрутов после протестов пассажиров?
Более рассуждать на эту тему не буду, поскольку для всех, кроме «реформаторов», вопрос о необходимости новой сети предельно ясен и однозначен. Однако предположим, что правы чиновники, а не пассажиры. Возникает новый вопрос - о целесообразности перебрасывания денег с проектирования детских садов и реконструкции дорог (ул. Шахтеров, ул. Белинского) на приобретение автобусов. Чиновники утверждают, что ничего в этом страшного нет: деньги, выделенные на социальные проекты, все равно не были бы освоены в нынешнем году. Поверим на слово. Хотя губернатор не поверил. И даже пригрозил в ответ на сокращение финансирования детских садов урезать городу краевые дотации. На первый взгляд, Хлопонин заступился за городские социальные программы. Но кого он накажет, не дав денег Красноярску? Уж точно не чиновников департамента транспорта.
Следующий вопрос: кто сядет за руль новых автобусов? Один из местных телеканалов показал несколько десятков машин, простаивающих сейчас в муниципальном автопредприятии № 2. Если заглянуть в КПАТП № 7, можно увидеть аналогичную картину. Работники признаются, что нехватка кадров просто катастрофическая. Это еще один аспект большой транспортной проблемы. Заметим, дефицит водителей возник не сегодня и не вчера. Но допустим, что вопрос, который не решался годами, каким-то чудом «сам рассосется», и водители для десятков новых машин возникнут из ниоткуда. Тогда - очередной вопрос: где взять деньги на содержание дополнительного подвижного состава?
При нынешнем тарифе для муниципалов (9 рублей) и реальной себестоимости перевозки (около 20 рублей) дотации на муниципальный транспорт в 2009 году должны приблизиться к миллиарду. Будем вновь сокращать социальные программы? В таких масштабах этот номер вряд ли пройдет. Возникает еще один аспект комплексной проблемы - увеличение тарифа. Тут мы приходим в тупик, точнее - в область, где заканчиваются полномочия городских властей. Тариф устанавливают краевые чиновники. Они же, руководствуясь стремлением к популизму или желанием насолить коллегам из краевого центра, упорно удерживают цену проезда на отметке вдвое меньше себестоимости. Если на уровне городского департамента транспорта мы, вероятно, имеем дело с непониманием проблемы (непрофессионализмом), то на краевом уровне наблюдается, мягко говоря, политиканство.
ХХХ
Что получим в итоге? Новые автобусы будут стоять в гараже из-за нехватки водителей? Из-за дефицита финансирования? Или они будут стоять в пробках, на той самой улице Шахтеров, которую так и не реконструировали? Скоро увидим. А вот придет ли время, когда чиновники поймут разницу между целой проблемой и отдельными ее компонентами, перестанут накладывать заплаты да еще прекратят междоусобные разборки и пояснят, кто же «отвечает за дикцию»… Может, метро раньше построят.
Алексей ЗАЙЦЕВ.