24.09.2008.
АЭРОДИНАМО
Умение «кидать» демонстрируют друг другу старые и новые хозяева AiRUnion
Дурной пример заразителен, гласит народная мудрость. После того, как владельцы альянса AiRUnion «кинули» тысячи пассажиров и десятки предприятий-партнеров, похоже, пошла цепная реакция. Федеральные власти передумали включать администрацию края в состав акционеров нового авиационного объединения. В свою очередь, местные чиновники грозятся порушить планы столицы по объединению аэропортов «Внуково» и «Красноярск». Плюс ко всему - некоторые кредиторы авиаперевозчика-банкрота рискуют не вернуть свои деньги.
Комитет кредиторов AiRUnion, объединяющий несколько десятков предприятий, распространил заявление, в котором усомнился в искренности федеральной власти. «Под прикрытием заявлений о недопустимости банкротства авиакомпаний альянса происходит или планируется вывод ликвидных активов в форме перезаключения лизинговых договоров на воздушные суда и передачи маршрутной сети. Эти и многие другие факторы наводят на мысль, что опять возродилась идея получить активы без обременений», - говорится в заявлении.
Напомним, долги AiRUnion оцениваются в сумму от 800 миллионов до миллиарда долларов, тогда как имеющиеся активы - только в 300 миллионов. Таким образом, в случае банкротства альянса, кредиторы могут надеяться на возврат лишь трети долгов. Именно этим фактом и пугают партнеров AiRUnion, отговаривая их не обращаться в суды с требованием банкротства авиакомпаний альянса. В обмен обещана реструктуризация долгов. Однако вернуть все до копейки никто не обещал. «Будем проводить переговоры с кредиторами, посмотрим, как эти долги появились, частично подтвердим их, и будем как-то расплачиваться», - заявил первый заместитель гендиректора госкорпорации «Ростехнологии» Алексей Алешин.
Но и таким обещаниям кредиторы не слишком верят. Они предполагают, что будет реализована «старая добрая» схема, суть которой уже озвучивали некоторые независимые аналитики. Речь идет о выводе активов AiRUnion в другие компании с последующим банкротством альянса. Проще говоря, разворуют все, что еще не украдено. Когда от авиамонстра останется лишь вывеска да долги, его признают банкротом. Предотвратить развитие событий по такому сценарию кредиторы, похоже, могут только одним способом - не уходя из судов, а напротив, требуя ареста всех активов AiRUnion в обеспечение исков.
ХХХ
Если кредиторы пока лишь рискуют не дождаться возврата своих денег, то администрации края уже точно не иметь доли в компании, создаваемой на базе «Атлант-Союза» и руинах AiRUnion.
Две недели назад мы писали, что краевые власти могут рассчитывать от силы процентов на пять акций нового перевозчика (МК № 37, «Нельготная погода»). В своих прогнозах мы оказались чересчур щедры. Краевая администрация не получит ничего. «Речь идет о моральной поддержке с ее стороны», - заявил руководитель штаба по урегулированию кризиса вокруг AiRUnion Виталий Ванцев. Эту информацию подтвердил замминистра транспорта Александр Мишарин. Он пояснил, почему краевая власть получит шиш. Проблема, как и предполагалось, в том, что краю нечего вложить, кроме акций аэропорта «Красноярск». Но аэропорты не могут войти в состав новой авиакомпании, сказал замминистра, - это противоречит концепции разделения аэропортового и перевозочного бизнесов. Следовательно, администрация Красноярского края не сможет стать акционером объединенного авиаперевозчика, как объявлялось.
Вместо доли в будущей авиакомпании федеральные чиновники предлагают краевым властям участвовать в проекте объединения аэропортов «Внуково» и «Красноярск».
«Может быть создана единая управляющая компания, которая будет управлять аэропортами, обслуживающими эту авиакомпанию», - говорит Александр Мишарин.
Виталий Ванцев подтвердил, что «Внуково» предложило аэропорту «Красноярск» «помощь по управлению и развитию аэропорта». Кроме того, заявил, что как частный акционер заинтересован войти в управление красноярским аэропортом и инвестировать его развитие.
Теперь пришла очередь краевых властей посылать москвичей куда подальше. Пресс-секретарь аэропорта «Красноярск» Ирина Лакуста сообщила, что предложение от Ванцева поступало, но окончательного решения не принято. Она также подчеркнула, что о продаже госпакета акций аэропорта (51 %) речи не идет: «Если он (Ванцев - «МК») выкупит 49 % акций, которые принадлежат Абрамовичу и кому-то еще, то пусть выкупает».
Между тем источники в краевой администрации утверждают, что даже если Ванцев выкупит акции Абрамовича, управлять аэропортом москвичи не будут и «Красноярск» не войдет ни в какие объединения, контролируемые «Атлант-Союзом».
Подтверждает эту позицию и высказывание губернатора о планах создания особой портовой экономической зоны. «На сегодняшний день 32 контрагента заявили об участии в проекте, в том числе Lufthansa, «Аэрофлот Cargo», «Волга-Днепр». Причем предложения от потенциальных инвесторов продолжают поступать, - сообщил Александр Хлопонин. - Во всех отношениях этот проект складывается, в нем заинтересованы и государство, и инвесторы. С учетом социальной инфраструктуры мы говорим, по сути, о создании нового современного микрорайона в составе будущей красноярской агломерации».
Словом, у краевой власти имеется собственное видение будущего аэропорта «Красноярск», и оно не совпадает с планами москвичей.
ХХХ
Итак, в результате краха AiRUnion кредиторы рискуют не получить своих денег, Красноярский край остается без собственного авиаперевозчика, а московское правительство - без аэропорта в Сибири. Но, по большому счету, все это - проблемы частных фирм и чиновников. Пассажирам от этих перипетий хуже не будет. Хотя бы по той простой причине, что хуже, чем было - некуда. А отсутствие монополий на земле и в воздухе, напротив, вселяет оптимизм.
Алексей ЗАЙЦЕВ.